Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 2 января 2018 г.

Об одном заброшенном кладбище

   В сводках потерь 42-го стрелкового корпуса РККА, сдерживавшего в 1941 году наступление 36-го горно-пехотного корпуса Вермахта на город Кандалакша, встречаются указания на места захоронений советских воинов "в районе Алакуртти", "у ж.д. станции Алакуртти", "в Алакуртти", "на берегу Тунтсайоки". На сегодняшний день в непосредственной близости от села Алакуртти известно только одно муниципальное и одно воинское мемориальное кладбище. Все они расположены на правом берегу реки Тунтсайоки. При этом, воинский мемориал на правом берегу р. Тунтсайоки был открыт  9 мая 1961 года на месте производимых здесь перезахоронений останков советских воинов.

Мемориал и кладбище близ Алакуртти
Воинский мемориал и муниципальное кладбище сельского поселения Алакуртти. Состояние на 2016 год.

  В данной статье речь пойдёт о мало кому известном заброшенном кладбище, расположенном на восточной окраине села Алакуртти.



НИКТО НЕ ЗАБЫТ!


   В 50-х годах, в процессе лесозаготовительных работ проводимых в местах боевых действий, обнаруживались останки советских воинов. Их захоронение осуществлялось на высоком берегу р. Тунтсайоки близ автомобильного моста. В то время, по инициативе КПСС, по всей стране возводились огромные мемориальные комплексы. Чтобы не отставать от партийных веяний того времени и в с. Алакуртти, на месте создаваемого братского захоронения останков советских воинов, был открыт воинский мемориал.

Открытие воинского мемориала в селе Алакуртти. 9 мая 1961 года.
9 мая 1961 года. Воинский мемориал в с. Алакуртти.
Справа могила Героя Советского Союза Данилова Н.Ф..

  Воинский мемориал в с. Алакуртти неоднократно претерпевал реконструкцию. При каждом изменении мемориала происходила утрата исторических сведений о захороненных здесь воинах и о месте их первоначального погребения. В результате, стало невозможным установить и число захороненных на мемориале воинов. Современный вид мемориального кладбища показан на фотоснимке ниже.

Могила Н.Ф. Данилова на мемориале в Алакуртти.
Мемориал в с. Алакуртти. Фото 2012 года. Справа памятная плита на могиле Данилова Н.Ф.. Заместителя политрука 163 ОРБ . Данилов Н.Ф. погиб и был похоронен на поле боя в урочище Кенепало (район Кайрала - Вуориярви).


Документ о захоронении останков воинов 2/273 сп в Алакуртти. 1960 год.
Захоронение останков воинов 2/273 стрелкового полка 104 стр. дивизии в братской могиле  пос. Алакуртти 25.09.1960 года. Останки найдены близ 12 км дороги Алакуртти-Куолаярви.

    В документе 1960 года указано на то, что Шумилова В.В. вместе с десятью воинами 2/273 стр. полка похоронили "на братской могиле" в пос. Алакуртти. Из этого факта можно сделать вывод, что на правом берегу р. Тунтсайоки к 1960 году уже производились перезахоронения останков советских воинов. Возможно, сюда переносили останки воинов и из других военных захоронений находившихся у дороги Алакуртти-Кайрала. Могила Героя Советского Союза, заместителя политрука Данилова Н.Ф. была перенесена из урочища Ненепало. Как удалось обнаружить его могилу находившуюся  вдали от дорог, среди болот,  для меня остаётся загадкой.
   Справедливости ради можно отметить, что могил Героев Советского Союза Кузнецова А.К. и Грязнова А.М. ни на одном из мемориалов нет. На мемориале присутствуют плиты увековечивающие память о них. Хотя для большинства жителей села, установленные памятные плиты являются признаком погребения.
Тела и майора Кузнецова (нач. штаба 273 стр. полка), и ефрейтора Грязнова (командир танка Т-37) были оставлены на поле боя, на территории захваченной противником. Возможно, что могилу Данилова Н.Ф. искали по свидетельствам ветеранов специально для знакового захоронения на открываемом в Алакуртти мемориале.
  Памятные плиты на современном алакурттинском мемориале расположены без какой либо хронологической последовательности. Правда, в первом ряду мемориала, перед могилой Данилова Н.Ф. установлена плита с указанием на 24 неизвестных воина. Дата их погребения не указана. Могу предположить, что как раз здесь и покоятся останки тех воинов, которые были перезахоронены на мемориал до 1961 года. Какие либо сведения об этой плите отсутствуют, а значит память о погребённых под ней воинах навечно предана забвению.

Первый ряд надгробных постаментов. Место погребения 24 неизвестных воинов среди которых, вероятно, 10 однополчан Шумилова В.В.. Можно предположить, что при основании мемориала на нём уже было погребено 24 неизвестных воина, а также Герой Советского Союза Данилов Н.Ф. и Шумилов В.В..


Памятная плита на могиле Шумилова В.В., и вероятно, 10-и его однополчан.
Мемориальное кладбище в с. Алакуртти. Первый ряд. Памятная плита только Шумилову ВВ. Память об остальных 10-ти воинах 2/273 стр. полка, однополчанах Шумилова В.В.  предана забвению.

   После окончания войны, на территории нынешних муниципальных образований СП Алакуртти и СП Зареченск, а также в Республике Карелия, близ Кестеньги и Софпорога, было создано несколько мемориальных воинских кладбищ. На эти кладбища, непонятно по какому принципу, свозили останки советских воинов найденных в районе Алакуртти при лесозаготовках и эксгумированных из окрестных захоронений военного времени.
   От  "Рубежа Верман" до Куолаярви такие мемориалы расположены на 88 и 102 км старой дороги, а также в Кайрала, в Алакуртти и близ КПП Куолаярви. В настоящее время эксгумированные поисковыми отрядами останки советских воинов захораниваются только в Алакуртти. Достоверная информация обо всех этих захоронениях отсутствует. Министерство Обороны РФ, Власть и общество в целом, безразлично относятся к подобным фактам. А это ключевой признак отсутствия в России Культуры.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ АЛАКУРТТИ


  Станция Алакуртти была принята в эксплуатацию в 1940 году и находилась в непосредственной близости от строящегося на урочище Кайтакангас полевого военного аэродрома. По некоторым сведениям, к началу войны строительство аэродрома ещё не было завершено и на нём могли базироваться только лёгкие самолёты У-2 и И-15 бис.
    Железная и автомобильная дороги тогда проходили по южной границе аэродрома, севернее нынешнего железнодорожного полотна. В конце 40-х годов для базирования на аэродроме эскадрильи истребителей МИГ-15 взлётно-посадочная полоса была удлинена за счёт переноса полотна железной дороги. Здание станции построили ближе к административному центру посёлка. Авиадивизию истребителей тогда возглавил Степан Анастасович Микоян.

Станция Алакуртти и коммуникации в 1941 году.
Немецкий аэрофотоснимок  аэродрома и станции Алакуртти. Июль-август 1941 года. Звёздочками обозначены советские захоронения. Положение станции, железнодорожного полотна и автодороги отличается от современного состояния.
  Перед самым началом войны в Кандалакшу из под Пскова была отправлена 1-я танковая дивизия РККА (1ТД). После разгрузки на ст. Алакуртти основные части этой дивизии дислоцировалась на правом берегу р. Тунтсайоки. В этом же районе, только на левом берегу реки, ниже по её течению, располагался штаб 42-го стрелкового корпуса.
  22 июня 1941 года Германия без объявления войны начала военное вторжение на территорию СССР. В Заполярье, на кандалакшском направлении, противник ещё продолжал сосредоточение частей 36-го горно-пехотного корпуса вблизи от советской границы. Финляндия не объявляла войну СССР, но предоставила свою территорию немецкой Армии "Норвегия" (с 1942 г. - Армия "Лапландия") для вторжения в Советское Заполярье.
  До 1-го июля немцы ограничивались заброской в тыл советского стрелкового корпуса диверсионных групп и нападением на пограничные заставы. Вражеская авиация беспрепятственно бомбила наши заставы и железнодорожные станции в Куолаярви, Кайрала и в Алакуртти, на которых происходила разгрузка личного состава и техники частей 42-го стрелкового корпуса 14-й Армии Северного фронта.


Вид на станцию Алакуртти. Фото 2011 года.
Станция Алакуртти. Фото 2011 года.

Колонка для заправки паровозов на ст. Алакуртти
Железнодорожные пути станции Алакуртти. Изменение направления полотна ж.д.. Фото 2011 года.

   Когда 1-й мехполк 1ТД прибыл из Кандалакши и разгружался на ст. Алакуртти, авианалёты не прекращались весь день. Телефонист полка Хадегадли погиб при прямом попадании бомбы с "юнкерса" в деревянное станционное здание ст. Алакуртти. Работавшая там телефонистка Петренко О.С. была ранена, но продолжала работать пока не пришла сменщица. И всё же выгрузка прошла благополучно - ни одного танка, ни одной бронемашины не было повреждено.
  8 июля 1941 года в один из очередных налётов вражеской авиации осколками авиабомбы у стрелочницы Жарковой Анны Петровны были ранены обе ноги. Для вывода из под огня гружённых составов требовалось переводить стрелки на местные тупиковые ветки.  Несмотря на боль и взрывы авиабомб Анна Петровна продолжала выполнять свои обязанности. За свой подвиг Жаркова А.П.  была награждена медалью "За Боевые Заслуги". В 2015 году на здании ст. Алакуртти в её честь была открыта памятная плита.

Здание станции Алакуртти. Фото 2015 года.
Станция Алакуртти. Фото 2015 года. РЖД следует вернуть исконный исторический цвет станции.
Памятная плита Жарковой А.П. на ст. Алакуртти
Мемориальная плита Жарковой А.П. на здании жд станции Алакуртти. 


   В тот же день, когда в Алакуртти пришёл поезд с боеприпасами начался налёт вражеской авиации. Станция была забита поездами, а вокзал - раненными красноармейцами. Грохот зениток, взрывы бомб, огонь пулемётов. Погибло много раненых в вокзале от прямого попадания, выведены из строя специальные пути. Погибших хоронили где-то недалеко от станции.
    В результате авианалета было разбито 10 вагонов и разрушено 4 пути. 
    10, 12, 16 июля станция также подвергалась авианалётам.
  21 июля 1941 года во время очередного налёта вражеской авиации на ст. Алакуртти и Головной артиллерийский склад, караульный красноармеец Игнатьев В. Е. оставался на своём посту и был убит взрывом авиабомбы. Посмертно награждён медалью За Отвагу.
   24 августа 1941 года, при создавшейся угрозе окружения,  штаб 42-го стрелкового корпуса отдал своим частям приказ отходить с "Кайральского рубежа" к Алакуртти и к станции Войта.  На железнодорожной станции Алакуртти непрерывно проходила погрузка в эшелоны и отправка грузов.
   28 августа 1941 года немецко-финские подразделения подошли к предмостным позициям у реки Тунтсайоки, обороняемым частями 42 стрелкового корпуса РККА. Командование  советского корпуса не надеялось отбросить  противника от Алакуртти и уже 29 августа взводу сапёров 6 овжб было поручено заминировать и взорвать все объекты инфраструктуры железнодорожной станции.  Под руководством сержанта Киселёва Ф. Г.  была взорвана водокачка, водонапорная башня и сожжено станционное здание.

Тепловоз с техникой 80-й Арктической бригады прибыл в Алакуртти. Фото 2014 год.

ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ В АЛАКУРТТИ


   По мере продвижения линии фронта на восток (в конце августа 1941 года) павших и умерших от ран советских воинов  хоронили вдоль дороги на Алакуртти и Кандалакшу.
  В период боёв на предмостных позициях у самого Алакуртти (28-30 августа 1941 года) в отчётах о потерях уже указываются места погребения расположенные на восточном берегу р. Тунтсайоки и у станции Алакуртти. Очевидно, что захоранивали где-то восточнее станции.
  В арьергардном бою (вечером 30 августа), прикрывая отход 1-го батальона 273-го стрелкового полка ст. лейтенанта Гераськина, пограничники 101-го стрелкового полка НКВД были прижаты к реке Тунтсайоки, и под пулемётным и миномётным огнём немцев перебирались вплавь на противоположный берег. По воспоминаниям ветеранов отход пограничников никто не прикрывал. В том бою около железнодорожного моста погибли и утонули при переправе около 100 пограничников. До сих пор в этом месте не установлено ни памятника, ни памятного знака.
  Из воспоминаний политрука 2-го батальона 101-го пограничного полка Арешина известно, что только ему с небольшой группой пограничников удалось перебежать на левый берег р. Тунтсайоки. Уже за его спиной раздался взрыв и конструкции моста рухнули в реку. При взрыве мостов пропали без вести два сапёра 1-го мотопехотного полка.

Разрушенный взрывом железнодорожный мост через Тунтсайоки в районе ст. Алакуртти. Начало сентября 1941 года.

  В начале 90-х Глава сельского Совета С.М. Оленич пригласил в Алакуртти дайверов для поиска в местных озёрах упавших во время войны самолётов. Тогда, на дне Тунтсайоки, ферму от железнодорожного моста приняли за фрагмент самолёта. Обследовав дно реки в районе моста, дайверы подняли много оружия которое могло принадлежать только советским пограничникам. Никто не соизволил обнародовать результаты этого мероприятия и сделать отчёт. Данный факт мне известен по благодарственному письму С.М. Оленича написанному по просьбе самих дайверов.
   В 1941-44 годах район Алакуртти находился под немецкой оккупацией, и вероятно, памятные знаки (звёзды) на могилах советских солдат были свалены или уничтожены.

Финские мотоциклисты у станции Алакуртти. Сентябрь 1941 года.
Финские мотоциклисты в районе полевого аэродрома и сожжённой отступающими советскими войсками  ст. Алакуртти. Сентябрь 1941 года.

   После проведения в 1953 году в этих местах топографической съёмки, появилась карта масштаба 1:50000. На этой карте, на окраинах посёлка Алакуртти можно увидеть сельское кладбище, братскую могилу и два памятных знака.


Кладбище и воинские захоронения близ Алакуртти 1953 год
Топографическая карта состояния на 1953 год. Алакуртти с окрестностями. Кладбище и воинские захоронения. Мемориальное кладбище в районе автомобильного моста ещё не существует.

   Сельское муниципальное кладбище, расположенное на правом берегу р. Тунтсайоки, что на первом километре дороги Алакуртти - Куолаярви, мне известно с 1969 года. Судя по карте, это кладбище существовало до 1953 года, и возможно, было организовано ещё в 1945 году при расквартировании здесь алакурттинского военного гарнизона.
  Один мой знакомый - житель Алакуртти рассказывал, что однажды, при похоронах на этом кладбище его родственника, случайно, было вскрыто захоронение военнослужащего. Под головой усопшего лежала красная подушечка, что свидетельствует о послевоенном погребении.

  В нижнем правом углу этой карты обозначена братская могила. Само указание на то, что эта могила братская, говорит о том, что захоронение относится к осеннему наступлению 1944 года 19-й Армии Карельского фронта. На сегодняшний день этого захоронения уже не существует.
   В "Книге погребения" Военно-Медицинского Музея Вооружённых сил СССР есть указание на это захоронение, расположенное на 4 км реки Тунтсайоки юго-восточнее с. Алакуртти. Это место песчано-гравийного карьера.
  В ноябре 1944 года на этом песчаном карьере похоронили двух офицеров:
 1). 13.11.1944 года здесь был похоронен командир роты автоматчиков 273 стр. полка 104 стр. дивизии ст. лейтенант Третьяк Яков Иосифович (1910 г.р.).
 2). 19.11.1944  года, в рядом расположенной могиле был похоронен ст. лейтенант резерва офицерского состава 19 Армии Яковлев Виктор Фёдорович (1922 г.р.). Погиб в результате убийства. Был подобран на дороге.
   По сведениям из "БД Мемориал" Третьяк Я.И. и Яковлев В.Ф. значатся перезахороненными на воинское мемориальное кладбище у 14-го км дороги на п. Зареченск.

Место бывшего братского захоронения близ Алакуртти
Песчаный карьер на 4 км  дороги по левому берегу р. Тунтсайоки. Место братского захоронения ноября 1944 года. На кромке карьера гильзы  АКМ , 1997 года выпуска.

Место военного захоронения близ Алакуртти
Песчаный карьер на 1-ом километре дороги Алакуртти - Куолаярви.  Судя по отстрелянным гильзам холостых патронов трёхлинейки можно предположить, что в этом месте когда-то было братское захоронение советских воинов. Перезахоронение произведено (?) после 1945 года. 

Капонир зенитного расчёта 208 озад 1мсп в Алакуртти. Рядом было произведено захоронение 8 зенитчиков, погибших 12 июля 1941 года в результате налёта вражеской авиации. Артдивизион прикрывал 1ТД и мосты через р. Тунтсайоки и 1ТД.

   Как-то в разговорах с жителями Алакуртти, кто-то из них поведал мне одну историю. 
Никто уже не помнит в каком году это было, но во время рытья котлована у дороги из ковша экскаватора посыпались человеческие кости. Чтобы не задерживать работы, котлован втихаря засыпали, а новую яму вырыли где-то рядом. Где именно это происходило не уточнялось, но указывалось в сторону въезда в село со стороны Кандалакши.
   На приведённой выше топокарте 1953 года, на въезде в село у дороги Алакуртти-Кандалакша, указан памятный знак. Поскольку никаких дополнительных сведений топографы не указали, можно сделать вывод о том, что это место связано с боевыми действиями 1941 года.  Памятный знак, очевидно, был поставлен уже после войны по просьбе воевавших в этих местах ветеранов.


Памятный знак с неизвестной историей в Алакуртти
Курган на месте вероятного захоронения советских воинов в августе 1941 года. Вид на Запад. У дороги на въезде в Алакуртти. Фото 50-60 годов. На сегодняшний день памятника не существует. Его история никому не известна.

   Сегодня на месте этого памятного знака расположена АЗС, рядом в песок закопаны ёмкости с топливом. По аналогии с другими воинскими захоронениями которые организовывались в тылу наших войск по основным дорогам с песчаным грунтом на обочине, это место по всем критериям подходило для погребения. Судя по всему, эксгумации из этого захоронения не было, иначе на воинском мемориале на правом берегу Тунтсайоки, стояла бы вторая плита с отсутствующей датой перезахоронения. А впрочем, у нас всё может быть...

Два неизвестных захоронения на въезде в Алакуртти
На въезде в село Алакуртти, где сегодня находится АЗС, когда-то был установлен памятный знак.  Возможно именно здесь находилось захоронение советских воинов погибших в июле-августе 1941 года. Неизвестное кладбище за железной дорогой, возможно, является местом погребения служащих и военных, погибших при авианалётах на ст. Алакуртти. 

   Однажды от Главы МО СП Алакуртти я услышал о мало кому известном заброшенном кладбище, находящемся где-то за железнодорожным переездом перед Алакуртти.  А.О. Владимиров также рассказал, что по мнению местных жителей,  рядом с этим кладбищем когда-то располагался хутор и кладбище, якобы, относилось именно к нему. Разрушенные хибары, то ли оставшиеся от немцев, то ли построенные в первые послевоенные годы я видел у аэродрома ещё в начале 70-х годов.  Но навряд ли рядом с железной дорогой, на въезде в закрытый военный городок, власти разрешили бы организовывать какое-либо кладбище. Тем более, что на первом километре дороги Алакуртти - Куолаярви тогда уже действовало сельское кладбище. В то время основным транспортным сообщением между Алакуртти и Кандалакшей была железная дорога.
    А вот во время боевых действий августа 1941-го года, на восточных окраинах ст. Алакуртти вполне могли создавать пункты погребения. Дивизионный или полковой пункт погребения обычно организовывался рядом с основной коммуникацией в нескольких километрах от линии фронта. Погибших при авиа налётах на железнодорожную станцию или на аэродром могли хоронить на отдельном кладбище, также где-то на восточной окраине близ железной и автомобильной дорог.

Железнодорожный переезд на въезде в Алакуртти
Въезд в Алакуртти. Справа железнодорожный переезд за которым расположено заброшенное кладбище. Фото сентября 2009 года.

   Если снова посмотреть на карту 1953 года, то выше АЗС, за железной дорогой указан ещё один мемориальный знак. В начале войны рядом с указанным местом проходили железная и автомобильная дороги.
  Из-за очевидного совпадения местоположения можно сделать вывод, что вторым мемориалом на карте 1953 года обозначено именно указанное А.О. Владимировым заброшенное кладбище. Топографы были уверены в военном происхождении захоронения, иначе бы отметили его как гражданское кладбище.

  Спустя три года я случайно наткнулся на это кладбище.

ЗАБРОШЕННОЕ КЛАДБИЩЕ НА ОКРАИНЕ АЛАКУРТТИ


Заброшенное кладбище в Алакуртти
Заброшенное кладбище на восточной окраине села Алакуртти.

   На небольшой территории, огороженной завалившимся в некоторых местах заборчиком я насчитал пять памятников (могил может быть и больше). Здесь же я увидел не так давно установленный православный крест. Подобные кресты установлены в местах боёв и захоронений советских воинов по всей территории МО СП Алакуртти.
 

Памятники на заброшенном кладбище на окраине Алакуртти
Сохранившиеся памятники на неизвестном кладбище близ Алакуртти. 

   Осмотр кладбища показал следующее.

1. Три дальние могилы самые старые и самые массивные. Очень может быть, что они относятся ко времени 1939 - 41 годов. Между могилами 3, 4, 5 могут находиться другие могилы, поскольку памятники  расположены не в ряд.
2. Два памятника на переднем плане имеют лучшее состояние древесины, возможно из-за более качественной покраски и более позднего происхождения. 
3. Ни на одном из памятников не сохранились надписи. Нет таблички и в нише деревянной стенки правого памятника №5. Очевидно, что табличка была сделана из металла. Звезда венчала заострённый штырь.
4. На памятнике №3 сохранились следы красной краски, что соответствует воинскому погребению. Рамка для фотоснимка или картинки может говорить об индивидуальной могиле (возможно офицера). 
5. Под кладбище отведена большая территория, нежели занимают существующие могилы.  Следовательно, планировалось дальнейшее использование кладбища, но по какой-то причине погребения здесь были приостановлены.
6. Возможно на памятниках отсутствуют некоторые их фрагменты. Целым выглядит только памятник №4, покрашенный в голубой цвет. По его форме и цвету можно предположить, что здесь был похоронен лётчик.
   Во времена базирования на аэродроме Алакуртти истребителей МИГ-15 было одно авиа происшествие. Погибший тогда лётчик мог быть похоронен и на этом кладбище. Как видно на фотоснимке, памятник сохранил свежий цвет голубой краски, т.е. за ним следили дольше остальных.
7. Все памятники выполнены в форме пирамидок, что характерно для военных захоронений советского периода. Ни на одной из могил нет креста. На памятниках отсутствуют и звёзды.

    Можно предположить, что звёзды с памятников были сняты немцами в период оккупации, а таблички с памятников могли удалить, или затереть надписи на них, по указанию особого отдела для сокрытия сведений о наших потерях. А может быть, с началом вакханалии создания братских воинских мемориалов, звёзды с памятников снял человек не пожелавший уничтожения этого кладбища. Если бы здесь проводилась эксгумация, то на площадке валялись бы фрагменты от других памятников и наблюдались замшелые земляные холмы. 

Могила лётчика на заброшенном кладбище в Алакуртти
Заброшенное кладбище на восточной окраине с. Алакуртти.  Ближняя могила заставлена забором (нет входа). Крылья голубого памятника указывают на могилу лётчика.
8. На верхнем снимке видно, что ограда ближайшей  (старейшей) могилы имеет иную форму, отличную от общего ограждения кладбища. Фрагмент подобного ограждения лежит во мху на соседней могиле. Следовательно,  изначально, общим высоким забором было огорожено три самые старые могилы. Фрагментами от этого ограждения и обставлена ближайшая к нам могила и поэтому в ограждении нет входа. Всё говорит о том, что к этой могиле когда-то относились с большим почитанием, нежели к другим.

  Возможно, что именно здесь производилось захоронение военных и служащих, погибших при налётах немецкой авиации на жд станцию и аэродром Алакуртти.

   Для сравнения приведу один пример. Близ пункта пропуска в Куолаярви, рядом с дорогой расположено кладбище. На одном из покрашенных белой краской памятников, увенчанных звездой, мне удалось найти дату смерти усопших - 1962 год (отец с сыном утонули в реке). Кладбище в Куолаярви выглядит следующим образом.

Кладбище в Куолаярви
Кладбище  близ пункта пропуска в Куолаярви. Слева расположена могила с деревянным памятником. Очевидно, что эта могила здесь самая старая (табличка отсутствует). Фото 2012 года.

    А так выглядели памятники на могилах советских воинов на других фронтах и участках боевых действий ВОВ.

Варианты деревянных памятников на могилах советских воинов. На левом снимке два правых памятника имеют верхушки выполненные аналогично памятнику №5 на нашем заброшенном кладбище. На правом фото исполнение памятника аналогично памятнику на кладбище в Куолаярви.

  Судя по форме памятников на могилах советских воинов на разных фронтах ВОВ можно сделать вывод, что все они имели типовую форму и заброшенное захоронение на восточной окраине села Алакуртти вполне может быть военным захоронением июля - августа 1941 года.


Немецкие солдаты на западном берегу р. Тунтсайоки. На дальнем плане пожары в районе аэродрома и ст. Алакуртти. Вечер  31.08.1941 года.

Дорога Куолаярви-Алакуртти. Август - сентябрь 1941 года. Пропал без вести или оставлен на территории занятой противником.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ 1941-44 ГОДОВ


Воинские захоронения 1941-44 гг в Алакуртти
По представлению автора показаны когда-то находившиеся близ с. Алакуртти воинские захоронения.

  На космоснимке автором указано предположительное расположение немецких и советских захоронений 1941-44 гг близ Алакуртти. Немецкие военные кладбища давно перенесены на единый мемориальный комплекс в Куолаярви. А вот о советских захоронениях 1941-го года ничего толком неизвестно.
   К  сожалению, многим родственникам павших в районе Алакуртти воинов не суждено найти места их погребения.

Немецкие кладбища в Алакуртти 1941-44 гг
Два немецких кладбища в Алакуртти. Фото 1941-44 годов.


Немецкое мемориальное кладбище в Салла (Куолаярви).

Письмо немецкому воину от его внуков на кладбище Салла
Письмо оставленное родственниками павшего немецкого солдата на немецком мемориальном кладбище в Куолаярви.

5 комментариев:

  1. You know very well the Alakurtti area!

    The Association for Military History in Finland has www pages of war historic destinations.

    https://www.sotahistoriallisetkohteet.fi/etusivu/

    One place in Russia is the old border of Salla.

    https://www.sotahistoriallisetkohteet.fi/app/sights/view/-/id/191

    In the first picture there is a memorial stone of doctor Elena Lapunets from Alakurtti.

    Why her stone is here, is it a grave?

    The second picture is the grave of Степа́н Тере́нтьевич Казако́в.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаков,_Степан_Терентьевич

    Do you know the place of this grave?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Russia decided on the spot death in road accidents to establish memorials in the form of graves. A memorial sign is installed at the site of the tragedy. This is one of the dangerous sections of the road Alakurtti-Kandalaksha. The stone pyramid probably protects the monument from possible damage by car.
      596 the commander of the infantry regiment of the Казаков С. Т. is probably buried somewhere in Kuolajarvi. Unfortunately, the place of his burial is unknown. In the area of Alakurtti not preserved graves of soldiers of the period of the Finnish war (Winter war). Near the checkpoint near the road there is a mass grave made in the form of two mounds. Maybe his remains are buried there. In Alakurtti at the memorial military cemetery to him, as a Hero of the Soviet Union, a memorial plate is installed.

      Удалить
  2. Интересно, профессионально, грустно... где же искать прадеда?, у меня письмо сохранилось - на станции в деревянном гробу в братской могиле...

    ОтветитьУдалить
  3. Александр, 2020 год стал для вас годом памяти о вашем деде. Я рад и горд, что вместе с вами побывал на местах боёв 1/420сп на сопке Массельянтунтури и высоте "Груша". Буду рад продолжить с вами поиск последнего боя вашего деда.

    ОтветитьУдалить