Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 31 октября 2015 г.

Из Москвы в Питер за семь дней (День четвёртый - Кижи).

День четвёртый -9 сентября 2015 года.
Теплоход "Константин Симонов" курсирует по Онежскому озеру с заходом в Кижи.

     За ночь с 8 на 9 сентября 2015 года теплоход "Константин Симонов" прошёл Мариинский канал Волжско-Балтийского водного пути и утром, выйдя из устья реки Вытегра, оказался на просторах Онежского озера. Небо было в облаках, но появляющиеся просветы синего неба давали надежду на улучшение погоды. Впереди нас ждала встреча с Кижами.

Из каюты теплохода "Константин Симонов". Онежское озеро.

     ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО


    Онежское озеро -второе по величине в Европе после Ладожского озера. Его длина с юга на север 245 километров, средняя глубина - 30 метров (максимальная -127 м). В озеро впадают десятки разных рек, а  вытекает всего одна - Свирь. На берегах Онежского озера расположены известные карельские города: Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск.

Онежское озеро.
Теплоход "Константин Симонов" вошёл в Онежские воды. Курс на Кижи. 8-20 утра. 9 сентября 2015 г..
 
 В древности, человек выбирал себе место для проживания по доступности средств существования. По мере освоения благодатных земель более развитой цивилизацией, малые народы, не желая ассимилировать и подчиняться чужой культуре уходили на север в необжитые земли. Сплошные леса вынуждали людей передвигаться только по рекам и озёрам, а самой доступной пищей была рыба. 
 Первыми Онежское озеро заселили саамы, оставившие после себя на его восточном берегу петроглифы (выбитые на камнях изображения людей и животных).  За несколько столетий до наступления новой эры они освоили добычу и обработку железа, что позволило им сооружать деревянные срубы. 
 С приходом с Урала финно-угорских народов (финны, корелы и вепсы) саамы были вытеснены ими дальше на север, в Заполярье. В XII веке земли корелы и вепсов вошли в пятину Великого Новгорода. До этого времени Корела была в союзе с Новгородом против свейских немцев (Швеции).
  В начале XIII века Переслав-Залесский князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) будучи неоднократно призываем боярами Великого Новгорода на княжение, совершил со своею дружиной несколько походов в Корелу для обращения чуди в православие (1227 г.). Затем, его сын Александр Невский, получивший от хана Батыя ярлык на Великое Княжение, пресекает всякие попытки новгородских и псковских бояр выйти из подчинения Ордынским ханам.

Онежское озеро. Круизный лайнер.

Теплоход "Зосима Шашков" на Онежском озере.

      К XIV столетию новгородские владения уже доходили до берегов Студеного моря (Белое море), охватывая обширную территорию, разделенную на пять частей - пятин. Заонежье входило в Обонежскую пятину, или в Обонежье (пятины были упразднены после присоединения Новгородских земель к Московии Иваном III).
Для правового закрепления этих земель за Новгородом на приграничных со Шведским (Датским, Норвежским) королевством территориях основывались православные монастыри. Сбор дани с местного населения проводился зимой на погостах, которые выполняли роль административного центра местной общины.
При Иване III (после 1478 г.) все новгородские земли отошли к Московии.
Онежское озеро вместе с Ладожским озером и реками Нева и Свирь входило в транспортную систему северо-восточной Европы (Балтии), по этой водной артерии проходил торговый путь в Волжскую Булгарию и в Каспийское море. Здесь шла оживлённая торговля между Востоком и Гензейским союзом.

   Теплоход "Константин Симонов" шёл в каботажном плавании вдоль западного берега Онежского озера,  держась курса на север к Кижскому архипелагу.  Там, за самым большим островом - Большой Климецкий и спрятался всем известный остров Кижи. Расчётное время прибытия в Кижи - 15-00 (через 6 часов), и всё это время пассажирам теплохода надо было чем-то себя занять.
    В 12-30 наметилась одна интересная экскурсия - посещение капитанской рубки.

Рубка теплохода "Константин Симонов". Онежское озеро.

Капитан теплохода "Константин Симонов". 9 сентября 2015 г..

Навигационная система теплохода "Константин Симонов". Курс к точке 408 - маяк Гарницкий. На лоции коричневым цветом выделены Кижские шхеры.
    К 13-00 наш теплоход подошёл к Большому Климецкому острову, на берегу которого виднелось обрушенное кирпичное здание кубовидной формы. Это были развалины одного из строений когда-то существовавшего здесь Климецкого Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был основан в 1520 году Иваном Климентьевым, сыном новгородского посадника, который после своей смерти был похоронен у стен одного из здешних храмов. Монастырь был почитаем в Карелии (Олонецкая Губерния) и был местом паломничества верующих Петрозаводска. В 1920 году постройки монастыря были переданы местному совхозу, затем пионерскому лагерю и наконец - на суд матушке-природе, стоящей над всем сущим.
    Погода явно налаживалась и народ стал подниматься на верхнюю палубу. Особо выделялись, конечно же, китайские туристы. Наблюдать за ними было сплошным удовольствием.

Теплоход "Константин Симонов" в Онежском озере. Китайские туристы.

Китайские туристы на теплоходе "Константин Симонов". На заднем плане Большой Климецкий остров
     Скоро на горизонте показался маяк. По мере его приближения стал различим и небольшой каменистый островок со скудной растительностью. Это был остров Гарницкий маяк которого высотой 17 метров указывает судам вход в кижские шхеры. В 14-00 теплоход "Константин Симонов" подошёл к кижским шхерам.

Теплоход "Константин Симонов" у Гарницкого маяка. Онежское озеро.

Гарницкий маяк у Большого Климецкого острова.
   


КИЖСКИЕ ШХЕРЫ, ЗАОНЕЖЬЕ

     
Остров Кижи находится в северо-восточной части Онежского озера вблизи Заонежского полуострова и входит в состав республики Карелия. От Петрозаводска он удалён на 68 км.
В Кижских шхерах (скалистые острова образующие архипелаг) проходит фарватер по которому в Кижи из Петрозаводска летает лайнер на подводных крыльях- «Комета-5» и проходят круизные теплоходы из Москвы и Санкт-Петербурга. Весь путь между островами похож на лабиринт, фарватер которого обозначен  створными знаками, вешкам и бакенам.
     
Кижские шхеры.  Показан фарватер от Гарницкого маяка до пристани на о. Кижи.
На островах "Кижского ожерелья" указаны часовни и храмы.


Теплоход "Константин Симонов" в Кижских шхерах.
   
    Эти места с незапамятных времён населяли вепсы (прионежские), которые с IX века вошли в военно-политический союз с Корелой и Новгородской республикой. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озер (по реке Свирь). 
     Ещё в царские времена власти придерживались политики ассимиляции небольших народов. В советское время эта политика продолжилась.  Советская власть отказывалась фиксировать вепсскую национальность в официальных документах. Сначала в Вологодской, а затем и в Ленинградской областях их объявили "несуществующими" в официальной статистике и при проведении переписей 1970 и 1979 гг. записывали русскими. В итоге в 70-е годы в Ленинградской и Вологодской областях вепсы "исчезают" из мест своего исконного проживания.


Теплоход "Константин Симонов" в лабиринтах кижских шхер.

    Когда на рубеже X-XI веков земли Корелы вошли в состав Новгородской республики,  в Заонежъе устремились "русские" переселенцы (тогда ещё не было ни русских, ни России, а Русь - вовсе не территория, а дружина киевская  князя (его бояре). Задумайтесь, ведь крестят не землю, а людей. Иначе получается абсурд.).
   Из-за мягкого климата и плодородных земель  Заонежье уже к к концу XV века было достаточно заселённым краем.  Сюда бежали от неволи и здесь искали уединения.
   Из-за островной территории и незначительной площади расчищенных от леса участков земли, деревни были здесь небольшими, а порой состояли из одного двора с небольшой пашней.
   По западному побережью Онежского озера, через кижский архипелаг, проходил водный путь по которому перевозились товары, руды, лес. Такое положение островного погоста способствовало развитию ремёсел, особенно кузнечного и плотницкого.
   О том откуда в Заонежье появились предприимчивые "русские" крестьяне можно судить по интересному факту. В 1801 году в д. Гарницы Сенногубского погоста (ранее находился в составе Кижского погоста) в крестьянской семье родился мальчик Трофим,  Григория Рябинина сын.


Кижский погост. Памятная доска указывающая на то, что на погосте похоронен Рябинин Т.Г. - известный сказитель былин.
     В 1859 г., в Петрозаводск, по обвинению  в связях со старообрядческим купечеством  был сослан русский этнограф Павел Николаевич Рыбников (из московских купцов-старообрядцев). С 1860 по 1867 год  П. Н. Рыбников записал в Олонецкой губернии, куда входило и Заонежье, двести былин от тридцати народных сказителей, а также сказки, песни, причитания, поверья. Благодаря труду опального этнографа, для России и всего мира было открыто  эпическое наследие русского народа, незнакомое средней полосе России.
   Одним из сказителей былин с которыми встречался П. Н. Рыбников был Трофим Григорьевич Рябинин, тот самый мальчик из д. Гарницы. Впервые именно от кижского сказителя услышал этнограф пение былин об Илье Муромце и Змее, об Святогоре и Добрыне Никитинце и об многих других персонажах древнерусского эпоса. Позднее некоторые напевы былин от Т. Г. Рябинина были положены на музыку известными русскими композиторами.
   Подобное наследие (культуру) могли сохранить только вольные люди с прочными семейными традициями (преемственностью поколений). Само содержание былин говорит об образованности авторов и указывает на их близость к новгородской знати. Простые смерды (сельские труженики языческих времён) не могли быть осведомлены об исторических событиях и героях, воспеваемых в былинах.

Музей -заповедник "Кижи". Поклонный крест 1763 г., перевезён из д. Чуйнаволок в 1970 г..

      На протяжении XIV-XV веков знатные новгородцы скупали земли крестьян-общинников и владения местной знати; со временем в их руки перешли все лесные и водные угодья, все пахотные земли. Обонежье без остатка было поделено между боярами и монастырями. Но уже после "помещения московских дворян и детей боярских" (1478 г.) на конфискованные  у новгородских бояр земли, часть лишившихся всего новгородцев осела в Заонежъе. И конечно же, селились они рядом с погостом (ближе к общественно-культурному центру местной общины). Совсем другое дело- бояре московские, которые волею Великого Князя всё больше приобщались к европейским культурным ценностям.  
    В те стародавние времена деревня не могла обойтись без часовни, а село без церкви, поэтому острова кижского погоста представляли собой ожерелье из многочисленных культовых построек. Часовни в этих местах ставились за пределами селений по берегам озера, на дорогах (в средней полосе России часовни ставились в центре деревни). Большинство из сохранившихся часовен датируются ХVII-ХVIII веками. 
    Сегодня многих деревень уже не существует, а немногие из оставшихся продолжают хранить редкие памятники деревянного зодчества, став частью музея -заповедника "Кижи"(деревни Корба, Воробьи, Васильево, Подъельники, Еглово, Телятниково и Кургеницы на Волкострове, Леликоострове и на острове Кижи, а также руины Климецкого монастыря при входе в Кижские шхеры и стены кирпичного храма Николы в Сенной Губе).

Деревня Плешки (Сенная Губа). Великогубское сельское поселение. Церковь Николы (1810 г). На старом кладбище находится могила  Ивана Трофимовича Рябинина (1845–1910 г.г.) представителя династии кижских сказителей былин Рябининых.

д. Потаневщина. Лодочная пристань.

Посудина  "Р7027ШУ" в Кижских шхерах.


Дом на берегу.
Шхуна "Ирида" в Кижских шхерах. 
д. Телятниково. Кижский архипелаг.
Теплоход "Кижи".

      К 15-00, на фоне невысоких островов среди обширной водной акватории и синего неба, по курсу нашего теплохода появился Кижский погост: реставрируемая Преображенская церковь, лишённая на время части своих куполов, 9- главая Покровская церковь, и шатровая колокольня. Древние очертания погоста и грандиозные размеры деревянных сооружений сразу же приковали к себе внимание стоявших на палубе пассажиров.
    С верхней палубы теплохода остров Кижи предстал далеко вытянутым с юга на север. Южная оконечность острова с которой теплоход и подходил к причалу, представляла собой открытую территорию с равномерной сельской застройкой, среди строений которой были деревянные церквушки, мельница, дома и амбары.


 Кижи—один из многочисленных островов в северной части Онежского озера. Это небольшой остров, где под открытым небом создан Музей деревянного зодчества.


Музей-заповедник деревянного зодчества "Кижи". Экспозиция "Заонежская деревня".
   

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "КИЖИ"

        
В настоящее время Кижский архипелаг относится к Великогубскому сельскому поселению Медвежьегорского района Республики Карелия. Это самое богатое историческими памятниками место.
 В 15-20 пассажиры теплохода "Константин Симонов", разбившись на группы, к каждой из которых был прикреплён свой экскурсовод, отправились на ознакомление с экспонатами музея-заповедника "Кижи". Все экскурсоводы были жителями местных деревень.
          

Круизный теплоход на подходе к пристани острова Кижи.
   



Теплоход на подводных крыльях "Комета-5" на причале о. Кижи. 9 сентября 2015 г..

Причал теплоходов на острове Кижи. Фото 9 сентября 2015 г..

Музей-заповедник "Кижи". Туристы с круизного теплохода.

Музей-заповедник "Кижи". Наш экскурсовод- Геннадий Бурканов. 9 сентября 2015 г..

       Как известно из Истории, основной административной единицей Новгородских земель в XIII- XIV веках были погосты, служившие центрами управления группой деревень (общин). На погосте принимали гостей, велись сделки и переговоры, здесь государевы фогты собирали с населения дань. Первая и самая большая церковь ставилась на погосте. 
 Остров Кижи, среди других островов архипелага, занимал удачное географическое положение, имел приподнятый пологий рельеф благоприятный для возделывания земли под пашню и основания на нём поселений, а также небольшие бухты. Ещё с языческих времён остров Кижи был центром социальной и культурной жизни Заонежья.


Кижский погост с огроменными деревянными храмами: Церковь Преображения Господня, 1714 г. (на реставрации); шатровая колокольня, 1874 г.; 9-главая Церковь Покрова Богородицы, 1764 г. (действующая).


КИЖСКИЙ ПОГОСТ

 Кижский погост расположен в южной части острова. открытом для обзора с воды. Небольшое возвышение рельефа на котором стоит погост также способствует доминированию его строений над местностью. 


Схема расположения памятников русской, карельской и вепской культур на территории музея-заповедника "Кижи".

Ещё в XIV веке на Онеге были основаны два мужских монастыря -Муромский на восточном берегу Онежского озера и Палеостровский, в 60 км севернее Кижей, являвшихся в этих землях форпостами Великого Новгорода и Православия. 
Спасский погост в Кижах впервые упоминается  в писцовой книге 1496 года вместе  с  Покровским погостом на реке Вытегре. Эти два погоста роднит одинаковый возраст их церквей (нач. XVIII века) и аналогичная по замыслу и форме рхитектура ( крестообразные в плане многокупольные деревянные церкви). Кижский погост как бы перенимал архитектурные решения  у своего соседа, но при этом стремился к большей гармоничности и строгости. К великому сожалению, 18- купольная Покровская церковь (освящена в 1708 г.), когда-то стоявшая в с. Анхимово, сгорела в октябре 1961 года
   

Кижский погост.

 Интересно проследить историю кижского погоста и причины его возрождения как музея, сохранившего уникальные и красивейшие памятники русского деревянного зодчества (является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО).
 Первые упоминая о двух церквях на кижском погосте можно найти в писцовых книгах Андрея Плещеева (1582 г.).
 В середине XVII века погост Спасский в Кижах объединял около 130 деревень. Крупнейшими из них были Сенная Губа, Космозеро, Типиницы, Великая Губа, существующие и поныне. Население погоста превышало одиннадцать тысяч душ, он охватывал территорию, доходившую до шестидесяти верст в округе. Правда, местный Клименецкий мужской монастырь (основан в 1520 году) также претендовал на хорошие пахотные земли и рыбные тони, из-за чего местным крестьянам часто приходилось вступать с монахами в конфликт.
 При Царе Михаиле Алексеевиче Романове (1629-1676 гг.) в Заонежье началось промышленное освоение медных и железных руд. Крестьяне кижского погоста не раз выражали своё недовольство местными рудниками и металлургическими заводами, поскольку  под заводы забирались пахотные земли, а их продукция составляла конкуренцию ручному кузнечному труду. 
Прошло время и активное желания Петра I (1672-1725 гг.) прорубить окно в Европу потребовало организации в России современной промышленности и производств. Указ царя от 1695 года приписывал к заводам предпринимателя Генри Бутенанта 1197 дворов Кижского погоста. Это означало, что кижским крестьянам привыкшим к свободе, теперь придётся отбывать трудовую повинность и дополнительно поставлять руду, известь, дрова, жечь древесный уголь для домен и кузниц. Такие условия не оставляли крестьянам достаточного времени для своих полей и огородов. Назревшее всеобщее недовольство перешло в неповиновение, а затем и в восстание, которое было подавлено присланным царским войском. Скоро последовало разделение кижского погоста: выделились Кижская, Великогубская и Корельская трети. Кижская треть объединяла острова Клименецкие и Леликовский, а также северо-западное побережье Заонежского полуострова. Крупными селами здесь были Сенная Губа, Леликово, Конда и Волкостров.
  В 1697 году, во время грозы, молния угодила в крест прежней обветшавшей шатровой Преображенской церкви и она сгорела вместе с другими соседствующими постройками, включая и зимнюю Покровскую церковь. До осени местные жители разбирали пожарище, а зимой заготавливали лес. Вероятнее всего, причиной утраты храмов послужила занятость местных мужиков на медеплавильных заводах. 
  В конце июля 1696 года Пётр I одержал убедительную победу над Османской империей, взяв крепость Азов. Эта победа показала необходимость флота и артиллерии. Видимо русский Царь был доволен работой заводов Генри Бутенанта, поскольку тот устроил фейерверк и пушечный салют в честь петровских побед. В 1697 году заводы Бутенанта выделили средства и плотников для постройки клетской Покровской церкви в Кижах.
  Главная церковь архитектурного ансамбля кижского погоста - Преображенская 22-главая летняя церковь, была построена наёмной артелью плотников в 1714 году на средства и при участии прихожан (их иждивением и старанием). Ещё ранее, в 1708 году, вытегорские купцы отстроили на своём погосте 25- главую Покровскую церковь, ставшую прототипом кижской.
  В 1764 году местным приходом было принято решении о реконструкция старой Покровской церкви, не отвечавшей к тому времен требованиям по вместительности и сложившейся архитектуре погоста. Построенная изначально как церковь клетского типа, она перестраиваться  в шатровую, которая при завершении получает вместо шатра нетипичную плоскую крышу с  9- главым убранством. Именно в таком виде Покровская  церковь сохранилась до наших дней.
  Новая шатровая колокольня, взамен прежней обвешавшей была поставлена значительно позже - только в 1863 году (в 1874 году перестроена). Местные жители наняли тогда десятерых плотников. Стены колокольни сразу были обшили досками, чего не делалось древними мастерам. Да это и понятно, в те времена пило-рам то ещё не было, а рубка тёса - дело трудоёмкое.

Кижский погост в XIX веке. Крашенные под белый камень стены храмов. Кирпичная арка с металлическими воротами на каменном ограждении.
     Сегодня главная Преображенская церковь (1714 г.), Покровская церковь (1764 г.) и колокольня (1874 г.) вместе с оградой (1959 г.) образуют архитектурный ансамбль кижского погоста. Кажется невероятным сам факт сохранения до наших дней этого памятника деревянного зодчества. Если вернуться к ранее упомянутому погосту в с. Анхимове (Вытегорский Покровский погост), то там  уже с XVIII века предпочтение отдаётся кирпичным культовым сооружениям.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста заключён в бревенчатую ограду (1959 г.) на каменном основании (1800 г.). Главная - Преображенская церковь (самая высокая) расположена слева.

    До тех пор пока через кижские шхеры ходили суда с товарами и рудой, а на работающие медные и железные рудники поставлялось оборудование и материалы, местные купцы и предприниматели получали большие прибыли. Основные пожертвования на храмы вносили именно зажиточные кижане, которые постепенно начали переселятся в Санкт-Петербург.
    Вытегорские купцы, в силу более выгодного географического положения своего погоста, раньше кижских купцов знакомились с новыми веяниями в архитектуре и в искусстве, используя новшества при строительстве своих храмов. Кижане, перенимая новые формы в архитектуре, тем не менее, строго следили за мерой и целесообразностью (?).

Музей-заповедник "Кижи". Ветряная-мельница крестьянина Биканина из д. Волкостров (XIX век).

 После введенного Петром I ограничения торговли через Архангельск и закрытия истощившихся рудников транспортный путь через кижские шхеры стал менее интенсивным.
  Безземельные крестьяне, получив ремесленные навыки и специальности, переселялись из кижского погоста в Петрозаводск где на более выгодных условиях устраивались на разные заводы.
 В конце  XVIII века на р. Вытегре продолжатся интенсивное судоходство, что служит причиной пожертвований местных купцов на строительство каменных церкви и колокольни в селе Анхимово, рядом с 25-главой деревянной Покровской церковью. После такого вызова и среди выходцев с Кижского погоста находится состоятельный человек готовый пожертвовать большие деньги на возведение каменного собора в Кижах.  Так с южной стороны Покровской церкви было начато строительство каменного Троицкого собора с тремя алтарными апсидами. По её сохранившемуся фундаменту археологами были сделаны выводы о грандиозности этого сооружения. Деньги на строительство Троицкого собора жертвовал выходец из крестьян Кижского погоста (дер.Олеховщина) Ольхин Василий Елизарьевич (1709-1788). В середине XVIII в. В. Е. Ольхин владел судами, фабриками, заводами; содержал петербургские мосты. К 1788 году имел значительную недвижимость в С-Петербурге. Похоронен в Александро-Невской Лавре.
Из-за смерти В. Е. Ольхина Троицкий собор так и не был достроен. Очевидно, что прихожане одобряли постройку нового храма, но не могли собрать достаточных средств на завершение этого проекта.
Деревянную Церковь во имя святого Предтечи в с. Леликово строил на свои деньги местный купец Иван Клееров, также проживавший в Санкт-Питербурге. После своей смерти купец был похоронен за им же и построенной церковью.
И всё же влиятельные и образованные прихожане проявляли тяготение к фундаментальному каменному зодчеству, что не могло не отразится на кижском погосте.  Так, в середине XIX века, когда власти выделили средства на приведение в порядок обветшавших строений погоста, купола кижских церквей были покрыты кровельным железом, а стены обшиты досками и покрашены под белый камень. На каменную ограду поставили кирпичную арку с металлическими воротами. До нашего времени ограда дошла в реконструкции артели Мышева  1959 года, когда на ограждение из валунов  был поставлен приземистый сруб, а вместо кирпичной арки возвращены деревянные ворота.


Финский залив, Ладожское, Онежское, Белое озера и озеро Ильмень. На карте XVII века показан погост на  острове Кижи.
 Из истории Кижей следует, что находясь некоторое время на торгово-транспортном водном пути и принимая участие в освоении меднорудных месторождений кижский погост испытывал экономический подъём, что не могло не способствовать заимствованию у соседей лучших архитектурных решений для постройки у себя не менее красивых церквей. Созерцание местных красот стимулировало у местного населения и ремесленников развитие эстетических критериев красоты и прекрасного. Дальнейший экономический спад и некоторая удалённость от основных транспортных путей огородили храмы погоста от кирпичной монументальности и вычурного благолепия.


Архитектурный ансамбль Кижского погоста. 9 сентября 2015 г..

     Проплывая по кижским шхерам я не заметил среди домов местных населённых пунктов каких либо архитектурных шедевров, а те редкостные памятники крестьянского жилья, которые выставлены в музее-заповеднике оказались единичными экземплярами.

     Есть мнение, что в конце XVI века на острове Кижи было более десятка деревень, и это при его длине в 5 километров.  Редкие деревни средней полосы России соседствовали рядом друг с другом, поскольку за каждой деревней закреплялось огромное поле, впрочем, их могло быть несколько. На здешних островах не так много пахотных земель, из чего можно заключить, что жители кижского погоста в основном занимались рыбной ловлей и ремесленничеством, а землевладельцы были на перечёт.
    В музейной экспозиции острова Кижи представлено две деревни - Ямкино и Васильево, большинство построек которых перенесено сюда из других деревень Заонежья. Дом Вичурина в д. Ямкино после реставрации был приспособлен под общежитие рабочих-реставраторов.
    К сожалению эти деревни посетить мне не удалось, т.к. стоянка нашего теплохода была всего 4 часа. Этого времени едва хватило на осмотр "Заонежской деревни", расположенной  в южной части острова. Чтобы ознакомиться со всеми экспонатами острова-музея Кижи нужен был как минимум полный день.
   С первого взгляда на кижский погост меня расстроило состояние Преображенской церкви. Помня ещё по картинкам детства её многоглавость и дремучую красоту, сейчас, я ожидал увидеть тоже самое. К сожалению, а может быть к радости нынешних посетителей Кижей им выпало время быть свидетелями грандиозных реставрационных работ. Лично для меня вид полуразобранной церкви казался крайне удручающим, но философское отношение к реальности подсказывало решение - приехать сюда снова через несколько лет. 



ХРАМЫ КИЖСКОГО ПОГОСТА



    Если смотреть на Кижский погост с востока на запад, то можно рассмотреть  отдельно каждый из памятников этого архитектурного ансамбля. Первым слева возвышается Церковь Преображения Господня (Преображенская церковь). Уже несколько лет она находится на реставрации. С помощью специальных металлических домкратов-лифтов ветхая конструкция храма приподнимается над его основанием. Замена сгнивших венцов сруба производится поэтапно снизу-вверх. 


Кижский погост.

     Преображенская церковь освещённая в июне 1714 года относится к типу восьмериковых ярусных церквей (один на другом стоят три восьмигранных сруба). Такая композиция придает церкви пирамидальный вид. В XVIII веке она была одним из самых высоких сооружений в России - 37 метров. Главное украшение церкви - 22 луковки-главки разного размера, установленные на бочёнки вырастающие из коньков многоярусной кровли (очень похожие на грибы). 


Преображенская церковь Кижского погоста. Покрытые лемихом купола напоминают грибы на коньках кровли.
 На фотоснимках 2015 года различимы два обновлённых нижних яруса храма. Верхний ярус восмерика с 13 главками приподнят над уже обновлённой частью конструкции и ждёт своей замены либо реставрации (работы по реставрации Преображенской церкви начаты в 2004 году). Руководством музея-заповедника планировалось завершить работы по замене сруба Преображенской церкви за 7-8 лет, но как мы видим эта работа оказалась куда более трудоёмкой (на работах задействована бригада плотников из 6 человек). Посетителям Кижей этого не видно, но в мастерских музея уже давно отреставрированы главки нижних ярусов и только ждут своего времени.


Восстановление Церкви Преображения Господня. Замена восьмериковых венцов второго яруса снизу-вверх.

Основной эстетический элемент в отделке кровли карельских храмов - лемех (осиновые пластины покрывающие главки и барабаны). Лемех рубят из осины (мягкая лиственничная порода), поскольку у неё податливая древесина, а само дерево достаточно широко распространено в этих местах. Такое покрытие держится около 40 лет и уже следующее поколение плотников продолжит дело своих отцов. Немаловажно знать, что в сухих условиях древесина сохраняется довольно долго, а частые изменения влажности её разрушают. Поэтому в отделке церквей кижского погоста присутствует множество элементов назначением которых и является отведение дождевых вод и хорошее проветривание.  

Кижский погост. Купола Преображенской церкви и Колокольня.
  С заменой сруба дело обстоит куда сложнее. Древесина должна быть качественной и сохранять свои свойства много лет. Сами посмотрите каких затрат требует восстановление венцов. В ближайшей округе лес вырублен или больной, так что найти высокую кондовую сосну можно только в заповедниках Карелии.
   Заготовка леса для сруба проводится зимой в феврале, так как в это время  движение сока по стволу дерева прекращается и древесина имеет лучше физико-химические показатели. Древние мастера выбирали дерево по звуку, ударами обуха топора по его стволу.  Кондовая сосна наиболее крепкая и долговечная, отличается малым числом сучков и ядром желтовато-красного цвета. Сегодня, для восстановления церквей кижского погоста проводятся  научные дендрологические изыскания с изучением свойств каждого отобранного дерева (отбор кернов).
 На кровлю и другие менее ответственные элементы деревянной конструкции могла использоваться и ель. На полы она наиболее предпочтительна, поскольку истирается более равномерно.
 Как и в древности, бревна для реставрации церквей "окариваются" вручную, но по фотоснимкам создаётся впечатление , что срубы сложены из оцилиндрованных бревен.


Кижский погост. Преображенская церковь. Реставрация.

 К истории Преображенской церкви и к 120 церквям и часовням Заонежья был причастен известный в Финляндии искусствовед Ларс Петтерссон. Во время оккупации Карелии финскими войсками (1941- 44 гг.) молодой финский офицер получил приказ изучить и уберечь от вандализма исторические памятники Заонежья. 
Весной 1944 года финская разведка сообщила о присутствие на островах Кижского архипелага советской диверсионной группы (партизан). Одна из версий их появления - уничтожить храмы, чтобы те не достались врагу, для меня является сомнительной, поскольку советское командование в то самое время готовилось к наступлению по всему фронту (к октябрю 1944 г. Карелия была полностью освобождена).  Но появление партизан в Кижах послужило поводом для изъятия финнами икон из карельских храмов и их вывоза в Финляндию. Ларс Петтерссон принял непосредственное участие в демонтаже "небес" (потолочных икон) со свода  Преображенской церкви.  Вместе с тем, он сделал обмер многих храмов и часовен, а художник Оива Хелениус выполнил их акварельные зарисовки.
  Уже после подписания мирного договора между СССР и Финляндией все иконы согласно описи Петтерссона были возвращены в Петрозаводск. К сожалению советские власти долго не проявляли к ним никакого интереса, ящики с иконами мокли под открытым небом, а затем гнили в каком-то сыром доме. В итоге, тот дом вместе с иконами сгорел. Сгорели и "небеса" из Церкви Преображения Господня в Кижах. По некоторым сведениям они просто пошли на дрова местным жителям.
 Много лет спустя, став заведующим кафедрой искусствоведения Хельсинкского университета профессор Ларс Петтерссон посетил СССР, а  в 1989 - 1990 гг. фонды музея "Кижи" пополнились копиями материалов, которые были собраны финским ученым в ходе исследования и изучения им архитектуры Заонежья в период 1942 - 1944 гг. 
 С Кижами связан и ещё один случай из военного времени. В 1999 году Кижи посетил ветеран Второй Мировой войны (для финнов-Война Продолжение) бывший военный лётчик ВВС Финляндии Лаус-Дей Сакселл.  Местные жители встречали его как героя.  
 Через несколько месяцев после начала Отечественной войны финская армия оккупировала западную часть Советской Карелии. Столица Карелии - город Петрозаводск оказался в руках врага. Бытует утверждение, что 7 декабря 1941 года командир третьей авиаэскадрильи Лаус-Дей Сакселл получил приказ разбомбить церкви в Кижах, которые якобы использовались русскими разведчиками для наведения своей артиллерии. В тот день, при облёте Кижского погоста, лётчик, не обнаружив на снегу каких либо следов присутствия там людей и восхищённый красотой его церквей, сбросил бомбы в другом месте. В связи с указанными обстоятельствами, возникает вопрос: А где находилась советская артиллерия, если дальность полёта снаряда советской гаубицы не превышала 20 км, а расстояние от кижского погоста до восточного берега Онежского озера, где начинались позиции  наших войск - 25 км.  Не на льду ли Онежского озера?  Кижский погост открыт семи ветрам и хорошо виден с окрестных островов, таким образом, он стал бы ловушкой для советских разведчиков. К тому же и финские архивные документы не подтверждают существование такого полётного задания в котором бы отдавался приказ бомбить Кижи. 

Кижский погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1764 г.
В южной части погоста радует глаз Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.  Эта зимняя церковь была перестроена и освящена в 1764 году  на месте прежнего клетского храма (1698г).  Несколько лет назад (2004-2013 гг.) Покровская церковь прошла реставрацию (заменена кровля и лемеховое покрытие). В 1974-75 гг. её срубы были обработаны антисептическим составом, но это не остановило жука-точильщика. Для борьбы с этим вредителем используют тепловую обработку срубов. Покровская церковь - это действующий храм кижского погоста (службы с 1 октября до Пасхи). 
Церковь Покрова венчают 9 луковок, барабаны которых установлены на восьмигранные срубы - одна по центру и восемь по углам восьмискатной кровли. Такое расположение куполов не встречается ни в одном сооружении русской деревянной архитектуры. 
Помимо оригинальной композиции главок, внимание привлекает и декоративный пояс из резных треугольных фронтонов с торчащими наружу лотками - водостоками. 
27 метровая  высота церкви (Преображенская церковь имеет высоту 37 м) указывает на её "подчинённость" в архитектурном ансамбле погоста. Выразительная строгость и практичность храма  не позволяют ему затмиться более высоким и пышным соседом, а даже наоборот - дополняет архитектурный ансамбль погоста иными формами.

Кижский погост. Главки и декоративный пояс Покровской Церкви, 1764 г..
   
Покровская Церковь Кижского погоста. Как видно на снимке, сруб четверика в месте сопряжения с восьмериком переходит в раструб (расширение) , образованный тремя венцами.  Это наиболее редкий конструктивный прием, присущий наиболее древним русским деревянным сооружениям.





Луковки на Покровской церкви.. Очаровывает орнамент и отделка.
   
Сведений о колокольне существовавшей здесь до и после пожара 1693 года не сохранилось. В 1862 году в замен старой обветшавшей колокольни возводится новая шатровая, которую сегодня мы можем видеть в архитектурном ансамбле Кижского погоста. Не могу сказать, что это сооружение оригинально или красиво, но сам факт того, что оно деревянное и срублено  руками местных плотников вызывает чувство теплоты и деревенского уюта. Даже если скрыть от глаз две известные нам церкви, эта колокольня не останется без заслуженного внимания туристов и почитателей русской древности. Да что там говорить, любое деревянное строение в котором чувствуется индивидуальность вызывает интерес и восхищение, как например маленькие неброские церквушки и часовенки кижского ожерелья.
 В помещении нижнего яруса колокольни оказалась выставка традиционных колоколов Русского Севера. У дальней стены во главе экспозиции стоял величественный Благовест с изображением Николая Чудотворца. На его окантовках есть надписи указывающие на то, где и на какие средства его отлили (С-Петербергский колоколо-литейный завод). Ещё когда-то очень давно мне приходилось слышать историю о колоколе который с самолёта расстреливал финский лётчик. Возможно, тогда имелся в виду один из выставленных здесь колоколов. На колоколе с достаточной кучностью зияло 8 дыр диаметром, примерно 12 мм. Трёхлинейка (винтовка "Мосина") имеет калибр 7,62 мм и с её одиночных выстрелов такой "рисунок" не мог получиться никак. Судя по всему в него была выпущена очередь из крупнокалиберного пулемёта, хотя популярным является мнение о расстреле колокола большевиками вовремя антирелигиозной компании.

Шатровая колокольня XIX века и действующая Покровская Церковь XVIII века в Кижском погосте.

Колокольня кижского погоста. Выставка колоколов. Благовест.

Колокольня кижского погоста. Колокол с отверстиями от пуль крупного калибра (12 мм). Очень похоже на кучную пулемётную очередь.

Шатровая колокольня Кижского погоста, 1862 г..
 
На кижском погосте.

    Каким же было всеобщее удивление пассажиров теплохода "Константин Симонов", когда уже через два дня, на правом берегу реки Невы, пред ними предстало благолепное подобие Преображенского собора в Кижах. На самом деле это была копия Покровской церкви Вытегорского погоста, воссозданная на территории паркового комплекса "Усадьба "Богословка"". При одинаковых формах строений обоих погостов здесь совершенно отсутствовал дух древности и ремесленного мастерства.  Постройки кижского погоста, в отличие от современного шедевра на Неве, удачно вписаны в карельский рельеф, а две его церкви и колокольня гармонично скомпонованы в единый ансамбль, в котором присутствует строгая северная красота и нет вычурных излишеств.

Клон Вытегорского Спасского погоста в Невском лесопарке. Усадьба "Богословка". "Пластмассовое" благолепие.
   
Кижский погост. Фото 9 сентября 2015 г..

 Поначалу колокольня кижского погоста мне казалась уж больно примитивной, но после увиденного архитектурного ансамбля в Невском лесопарке она мне сразу стала казаться лучшей в мире.
Многие ценители православной архитектуры огорчаются, что в первую очередь реставрируют храмы XVII-XVIII веков, а XIX век оставляют на потом. могу заметить, что этот самый XIX век - век появления стандартных решений, когда после победы России в Отечественной войне 1812 года по всей стране стали строить кирпичные храмы. При этом, очень часто упоминается факт того, что новая кирпичная церковь построена на месте сгоревшей деревянной. В кижском погосте пожар только один раз привёл к утрате деревянных построек,  и то по причине отсутствия в деревнях мужиков.

Меня всегда притягивают к себе полуразрушенные заброшенные храмы. Вовсе не не потому, что их уничтожает природа и время, а доступная связь с их прошлым, с нашей утраченной культурой. Стандартность всегда отражает консерватизм, а новизна и творчество - культуру. Кижское ожерелье интересно тем, что здесь сохранена именно культура народа, в его творческом естестве. В здешних церквях, как в музыке или в картинах, видится не менее ценное произведение искусства. Вот этим искусством и привлекает к себе музей-заповедник "Кижи".


ЗАОНЕЖСКАЯ ДЕРЕВНЯ
   

Карелия - страна рек и озер, а кижский архипелаг - страна на островах. Если в центральной полосе России деревни связывали разбитые грунтовые дороги, то здесь транспортное сообщение просто идеальное, летом - по воде на лодке-кижанке, зимой- по льду на санях. Хорошие климатические условия, плодородность почв, дары леса и обилие рыбы, всё это способствовало зажиточности местных крестьян. Величие и великолепие Кижского погоста - тому подтверждение.

Музей-заповедник "Кижи".

Экспонаты деревянного зодчества завезённые на остров Кижи из других мест Карелии..

Остров Кижи. Лодка-кижанка на моторе.

Лодка-кижанка в "Доме Сергеева".
   
Лодка-кижанка. "Кижская гавань".
Одним из памятников местного ремесленного искусства является лодка-кижанка наделённая хорошими мореходными качествами. На ней можно ходить на вёслах, под парусом и с мотором. Когда-то эти лодки были в каждом хозяйстве, их шили почти в каждой деревне. В советское время "кижанки" выпускались колхозом Волкостровский (д. Шепино, остров Волков). Сегодня, как это видно на моих фотоснимках, у кижских причалов стоят алюминиевые моторные лодки и дорогие заграничные катера.
 Основным признаком государственной принадлежности территории в приграничных со Швецией землях было вероисповедание местного населения. Великий Русский Князь не просто так выделял средства и посылал монахов-миссионеров основывать монастыри. Принявшее православие местное население считало себя уже частью  русского мира. 
 С присоединением новгородских земель к Московскому княжеству (1478 год) крестьяне Заонежья получили относительную экономическую свободу (были вольными людьми на государевых землях), что способствовало развитию у местного населения предпринимательства.  Финский искусствовед Ларс Питтерссон отмечал в конструкции заонежских церквей и часовен частные заимствования из мировой архитектурной практики.
И в тоже время нельзя сказать, что местные крестьяне были богатыми. Ведь купола храмов не золотые и убранство здешних церквей не ломилось от роскоши, а  зажиточные крестьяне всегда были там где не было крепостного права.

Кижанка на о. Кижи. "Кижская гавань".

Земледельцы заонежья выступали как подлинные хозяева угодий - им не чинили запрета при продаже наделов, закладывании их в долг и передаче по наследству. Государство преследовало здесь две цели: лояльность жителей к новой власти и исправное получение оброка в виде хлеба и денег. Небольшие островные участки земли послужили причиной повсеместного распространения поселений с салым числом дворов к которым прилегали луга, пашни, лесные и водные угодья. Земледелие обусловило появление амбаров, овинов, риг и мельниц, необходимых каждому крестьянскому хозяйству. Железо из болотной и озерной руды (бурый железняк) выплавляли в крестьянских дворах, в домашних домнах и продавали на ярмарках. 
До петровских времён местное население чувствовало себя очень вольготно и даже вызывающе, особенно когда дело касалось их интересов. Они могли угрожать расправой монахам клименецкого монастыря или вооружившись дубинами и  рогатинами навестить местные медеплавильные заводы.  В 1648 году в трапезной Покровской церкви недовольные крестьяне убили земского судью.
Когда в 1995 году Пётром I  был подписан указ приписывающий государевых крестьян к заонежским металлургическим заводам, среди жителей кижского погоста начались протесты и саботаж, переросшие затем в бунт. Это был первый случай, когда власти применили силу заставив местное население повиноваться. 
 Войны России с Турцией и Швецией за выход к морям требовали создания русского флота оснащённого пушками, а для литья пушек была нужна медь. История не знает случаев когда бы за амбиции и интересы государства не расплачивался простой народ. 


Кижский погост. Памятная табличка о расправе над крестьянами кижского погоста не пожелавшим отбывать повинность на государевых заводах.
     
Кижский погост. Кладбище.

      При правлении Екатерины II (1729-1796гг.) война с Турцией имела продолжение. В 1769 г. были повышены подати и возросли заводские повинности, что в очередной раз привело к крестьянским волнениям. В надежде на государеву справедливость от крестьянского схода Императрице была послана челобитная с просьбой не подвергать их разорению. Вместо ответа  на подавление протеста были посланы регулярные войска под командой полковника Псковского пехотного полка князя Урусова. Никак не поддававшиеся на уговоры кижане были расстреляны из пушки на своём же погосте. Смерть пятерых прихожан от пушечного залпа картечью заставила крестьян смириться и принять все условия власти. После суда и экзекуции зачинщиков восстания отправили на каторгу в Сибирь.

Музей-заповедник "Кижи". Прялка в доме Ошевнева..

Музей-заповедник "Кижи". Плотник за изготовлением лемехов.

Лемехи -сувениры с изображением кижских памятников природы и архитектуры .

 На территории музея-заповедника "Кижи" с островов кижского ожерелья были перевезены и восстановлены дома, амбар, рига, водяная и ветряная мельницы которые составили композицию усадьбы не крепостного русского крестьянина. Нынешнее поколение российских граждан, воспитанное на советском нищенском единообразии контрастирующем на современном "ново-русском" излишестве и роскоши, в самом деле готовы верить, что только в Кижах создавались подобные красивые и комплексные деревянные усадьбы.  Хочу отметить. что в 2003 году в одной заброшенной деревне Вологодской области мне посчастливилось видеть боле изысканный дом зажиточного крестьянина (XIX век). Только вот, местным властям и краеведам он был по-видимому не интересен.

Дом зажиточного крестьянина из д.Ошевнево. Перевезён на о. Кижи в 1951 году.

 Зажиточных крестьян в России было не так уж и много, да и по мере накопления средств они как и нынешние предприимчивые люди стремились купить себе дом в городе и отправить туда семью. Из особенностей дома зажиточного крестьянина можно отметить его добротность и красивую декорированную отделку . Дом кижанина обращён фасадом к озеру.  В русских деревнях средней полосы России хозяйственные постройки (хлев, сеновал и пр.) примыкали к заднему торцу дома (клети на одной оси дома ) и имели свою крышу. Дом крестьянина Ошевнева спланирован иначе. Его хозяйственная часть расположена под опускающимся крылом двускатной крыши самого дома.
 Холодные зимы, ветра и снег, всё накладывало отпечаток на компоновку и конструкцию сельского дома и его практичность была главным критерием. Нет никаких сомнений, что деревянное зодчество оттачивалось веками и оно не могло достичь совершенства в одном отдельно взятом погосте без заимствований и перенимания самобытного опыта у соседей и даже у других народов.
       
Кижский погост. Дом Н. Ошевнева (1876 г.). Фото 9 сентября 2015 г..
Фасад дома зажиточного крестьянина Ошевнева.

О. Кижи. Дом зажиточного крестьянина Ошевнева на фоне кижского погоста.
 Самыми древними памятниками в экспозиции "Заонежская деревня" являются Церковь Воскрешения Лазаря Муромского XVI века  (привезена из Муромского Онежского монастыря в 1959 году) и Часовня Архангела Михаила, XVIII век, (привезена из д. Лёликозеро в 1961 году). Церковь Воскрешения Лазаря ранее соперничала по древности с такой же клетской Церковью Ризположения (XV век), перевезённой в Кирилло-Белозерский монастырь  из с. Бородавы . Сегодня доподлинно установлено старшинство  церкви из с. Бородавы.
Конечно же, значительное внимание было уделено к часовне Михаила Архангела, имевшей шатровую звонницу и двухярусный иконостас под потолочными "небесами". Часовня была открыта для туристов и окунутся в её древний интерьер было настоящим удовольствием.


Музей-заповедник "Кижи". Черковь Воскрешения Лазаря (до XVI века) из Муромского карельского монастыря.


Музей-заповедник "Кижи". Колокольный звон с часовни Михаила Архангела.


О. Кижи. В часовне Михаила Архангела (XVIII в.).



Потолочные иконы "Небеса" и иконостас часовни Михаила Архангела на о. Кижи.



Звонница Часовни Михаила Архангела в Кижах.

Музей-заповедник "Кижи". Часовня Михаила Архангела XVIII век из д. Леликозеро.
 Каково же было моё изумление, когда для нашей группы со звонницы часовни зазвучали её колокола. Это чудесное медно-пение на фоне русской старины и онежских пейзажей было просто  бесподобным, за что отдельное большое спасибо руководству музея- заповедника.
Время до отплытия теплохода "Константин Симонов" оставалось около часа и я постарался как можно меньше задерживаться у отдельных экспозиций музея и получить более обширное представление о находящихся здесь памятниках. Поэтому мне пришлось отделиться от своей группы и осмотреть "Заонежскую деревню" самостоятельно.
Китайским туристам, по-видимому, было сложно воспринять и прочувствовать русский дух деревянных экспонатов и они большую часть времени уделили селфи и фотосессиям  на фоне наших архитектурных шедевров.

Китайские туристы фотографируются  на фоне д. Ошевнева. 9 сентября 2015 г..
Китайские туристы с теплохода "Константин Симонов" на о. Кижи. 9 сентября 2015 г.
За оставшийся час я успел дойти до южной оконечности острова и зайти в дом крестьянина Сергеева (перевезён на о. Кижи из д. Логморучей в 1961 году), стоявший на берегу небольшой бухты в составе экспозиции "Кижская гавань". Дом был спланирован не совсем обычно - входной лестницы здесь не было, поднявшись по покатому настилу,через горницу, попадаешь в боковое помещение.



Музей-заповедник "Кижи". Лодки-кижанки у дома Сергеева. Южная оконечность о. Кижи.
 Вдоль западного берега южной части острова Кижи хоромами (усадьбой) заонежских крестьян представали разные деревянные постройки. Во главе их, конечно же, возвышались два жилых дома - крестьян Ошевнева и Елизарова.  Для пожарной безопасности  крестьяне разносили по территории эти постройки в соответствии с их предназначением.
Здесь же были и огороды с пугалами и оградой из жердей.


Музей-заповедник "Кижи". Огород.
 
  Вместе с очередной экскурсионной группой я прошёл в дом крестьянина Ошевнева. Вошедшая группа расположились по периметру комнаты, в углу которой стояла печь, весь внутренний интерьер воссоздавал бытовую обстановку  XIX века. У противоположной стены за прялкой сидела молоденькая девушка и не замечая вошедших продолжала вытягивать нить из пучка овчинной шерсти. Воссозданный колорит позапрошлого века конечно же меня впечатлил. Что там говорила экскурсовод я не помню. Тогда я старался схватить глазами как можно больше информации,  уловить детали и заметить необычные для себя вещи.

Музей-заповедник "Кижи". Интерьер дома Ошевнева (зажиточного крестьянина).
Экскурсовод с которым я начал ознакомление с музеем-заповедником "Кижи" был местным жителем. Поскольку он сам участвовал в восстановлении здешних церквей, то для него больной темой были проблемы связанные с реставрационными работами. О восстановлении лемехов на главках церквей мы слушали около часа.
В 17-35 закончилась экскурсия в дом Ошевнева. До возвращения на теплоход оставалось полтора часа.
На территории кижского погоста сразу бросились в глаза деревянные кресты торчавшие из газона окружавшего Покровскую церковь.  Как я не вглядывался в каждый из них, но разглядеть чьих нибудь фамилий мне не удалось. На старых фотографиях конца XIX века здесь явно присутствует кладбище. К тому же, у входа на погост висит памятная доска указывающая на то, что здесь похоронен основатель династии сказителей русских былин Рябинин Т.Г..  Его могилы я здесь также не увидел. Возможно, что когда на о. Кижи в 60-е годы было решено сделать музей-заповедник, местное кладбище было перенесено в другое место. Но пока свидетельств тому я не нашёл.
   
Памятный крест на кижском погосте. О. Кижи.

 Осеннее карельское солнце клонилось к закату. Надо было возвращаться на свой теплоход. Перед погостом на газоне скромно виднелась серая плита. Никто из проходивших мимо не обращал на неё внимание. На плите было выбито: "Слава Героям павшим за свободу и независимость нашей Родины".

о. Кижи. Памятная плита павшим советским воинам.

     На пути к причалу теплоходов, пройдя кижский погост, я остановился и оглянулся. Территория музея-заповедника опустела.

Музей-заповедник "Кижи". Реставрация. 9 сентября 2015 г..

Причал пассажирских теплоходов на о. Кижи. Вернисаж.

Посадка на "Комету-5". Причал на о. Кижи.

Какой основной вывод я сделал для себя побывав в Кижах? 
Сейчас стало модным создавать в городах и в прилегающих к ним парках, экспозиции военной техники и древних строений, привезённых из других мест. Вырванные из своего исторического ореола и лишённые своей географической привязки, они становятся объектами зрелищ, а не памятниками культуры. При этом, очевидно культурное обеднение местного населения откуда вывезены раритеты, лишение его своего культурно-исторического наследия.
 Музей - заповедник "Кижи", пожалуй, одно из немногих мест в России, где была и сохранилась культура народа. Это следует из отношения властей края и обычных людей к своему культурному наследию, очевидному присутствию у них вкуса, меры  и эстетического восприятия прекрасного. На острове Кижи собрано для сохранения и почитания только своё - заонежское и ничего не взято чужого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий