Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 12 декабря 2015 г.

Из Москвы в Питер за семь дней (День шестой - Валаам).

Маршрут теплохода "Константин Симонов" по Ладожскому озеру 11 сентября 2015 года.
  11 сентября 2015 года, теплоход "Константин Симонов" держит курс на Валаамский архипелаг через акваторию Ладожского озера. Валаамский архипелаг - это скопление скалистых островов (шхер) в северной части Ладожского озера, самым большим из которых является остров Валаам. В переводе с финского языка «Валаам» означает «высокая земля». Между островами архипелага существуют судоходные проливы большинство из которых имеют своё название.

Восход на Ладоге. 6-20 утра. 11 сентября 2015 года.
11 сентября 2015 года, 6-20 утра. Теплоход "Константин Симонов" на Ладожском озере.
    В 6-00 утра над водами Ладожского озера забрезжил рассвет и горизонт вокруг восходящего солнца украсился пунцовым заревом. Всё предвещало хорошую погоду. К 9-00 на горизонте показался окутанный дымкой берег. Мы приближались к Валаамскому архипелагу. Береговая линия окаймляющая архипелаг уходила в бухты и огибала скопления плотно расположенных островов.  За одним из мысов выступала высокая труба из которой столбом на большую высоту  поднимался белый дым. Подойдя к архипелагу на километр, теплоход "Константин Симонов",  держась берега (каботажное плавание), шёл к Большой Никоновской бухте. За вереницей островов, соединённых между собой деревянными мостами, появился и сам остров Валаам.  Рельеф его берега постоянно менялся от сходящих к воде сосен,  до вертикальных утёсов. На высоких озёрных террасах размещались различные деревянные постройки. Так мы проплыли мимо метеостанции, затем мимо какого-то монастырского особняка. В глубине острова над деревьями выступали две радиолокационные станции (на острове расположена воинская часть). По наличию всевозможных объектов в разных частях архипелага можно было судить о его дорожной сети. Прибрежная растительность преимущественно состояла из невысоких сосен вцепившихся корнями, как куриными лапами, в горную породу, среди лиственных деревьев встречались берёза и рябина.


Валаамские воды. Яхта "Vesta".
Теплоход "Константин Симонов" у берегов Валаама. 11 сентября 2015 года.

Остров Валаам. Мост через пролив

Валаамский архипелаг. Метеостанция.

Остров Валаам. Яхта "Vesta" у скалистого берега.

Берег Никоновского острова. Валаамский архипелаг.

    Северная часть Ладожского озера самая пригодная для судоходства и рыбной ловли. Береговая линия здесь изрезана многочисленными бухточками и проливами, что с давних времён позволяло небольшим судам укрываться от неожиданно налетавших бурь или штормов. С целью обеспечения безопасного плавания судов, по южному берегу Ладожского озера в разные времена строили обводные каналы, соединившие реки Нева, Волхов и Свирь.
     У берегов Валаамского архипелага глубина озера достигает более 10 метров, а в некоторых местах и более 80 метров (наибольшая глубина Ладожского озера  230 метров). Большая Никоновская бухта считается лучшей для швартовки больших круизных кораблей. Даже в сильный шторм окружающие её острова гасят волну так, что в заливе сохраняется штиль.
    Когда-то на Ладожском озере не существовало пароходства и на остров Валаам прибывали редкие посетители (в основном местное население работающее на монастырь). Регулярная навигация по маршруту Санкт-Петребург - Валаам с остановкой на острове Коневец (Коневецкий монастырь), была открыта лишь в 1843 году (при игумене Дамаскине). Тогда рейсы осуществляли три парохода от разных компаний:  финской - параход "Който" , монастырской - параход "Валаам" и купеческой  - параход "Александр". Цена за каюту III класса (в один конец) на всех пароходах составляла 2 руб 25 копеек.
    По левому борту теплохода "Константин Симонов" показался маяк острова Малый (финское название  Ханхипаси - "гусиная плита"). Маяк имеет высоту тридцати метров и построен он  в 1879 году по проекту одного известного финского архитектора. Когда-то на острове было ещё три строения от которых остались только фундаменты. На самом большом фундаменте стоял дом в котором жили маячники. С 1991 года маяк работает автономно и постоянной обслуги на нём нет.

Маяк на острове Ханхипаси (гусиная плита). Валаамский архипелаг. 11 сентября 2015 г..

    Самой доступной пищей для людей всегда была рыба. В глубоких валаамских водах в разное время ловится: лосось, пальма, язь, хариус, налим, щука, корюшка, ряпушка, сиг валаамка. В северной части Ладожского озера водятся небольшие тюлени - кольчатая нерпа (названа так по узорам её меха).  В древности остров был местом рыбных промыслов саамов, а после их вытеснения на север - корел и славян.

Валаамский архипелаг. Теплоход "Константин Симонов" поворачивает в Никоновскую бухту.

Валаамский архипелаг. Большая Никоновская бухта. На горе возвышающейся над бухтой в XIX веке был построен храм скита в честь Воскресения Христова. В храме Воскресенского скита под алтарём находится гроб Господен, под храмом - Вифлеемская пещера. По преданию Андрей Первозванный здесь водрузил каменный крест.

Валаамский архипелаг. Большая Никоновская бухта.

     В 10-00 между мысом Крестовым и островом Никоновским  показался проход в бухту. За узким проливом взору пассажиров открывалась просторная акватория, где на пристани уже стоял наш близнец- круизный лайнер "Санкт-Петербург". "Константин Симонов" сбавил ход и начал манёвр перед отмеченным вешками фарватером.  Подойдя к "Санкт-Петербургу" мы пришвартовались к его борту.

Остров Валаам. Швартовка теплохода "Константин Симонов" к борту теплохода "Санкт-Петербург"
    Когда пассажиры стали скапливаться на второй палубе и готовиться к выходу (сдавали ключи и получали индивидуальные карточки),  с северной части Никоновской бухты подошёл однопалубный кораблик "Северный Афон". Сделав разворот вокруг скалы, торчащей посреди бухты, он также пришвартовался к нашему борту.
    По заранее намеченной программе пассажиры теплохода "Константин Симонов"разделились на две группы. Группа в которую вошёл и я отправлялась на "Северном Афоне" в Монастырскую бухту, где всех нас ждала экскурсия в Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Глубина Монастырской бухты составляет от 4 до 14 метров, но её небольшая ширина затрудняет проход больших судов. Поэтому, здесь хозяйничает однопалубный флот. Все корабли и пристани острова принадлежат Валаамскому монастырю, что отмечается по названиям местных туристических теплоходов.

Никоновская бухта Валаамского архипелага. Теплоход "Северный Афон" подходит к причалу.
Пассажиры теплохода "Константин Симонов" ждут посадки на "Северный Афон".
    В Греции есть полуостров, а на нём гора Афон (Святая гора). Это всемирно признанный центр православного монашества. В 988 году Великий Князь Владимир крестил свою дружину, приняв христианство византийского (греческого) обряда. С претензиями Великого Князя Московского  Василия III (1479-1533 гг.) на царский титул и с получением Московией собственного патриархата, стала популярной теория "Москва - Третий Рим", в связи с чем, за крупным православным монашеским центром, каким тогда и был Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, закрепилось название "Северный Афон".  С конца 1989 года началось возрождение Валаамской обители (запустение началось после 1940 года).
   Приобретенный  Валаамским монастырём теплоходик (ОМ -383, проект 780, 1962 год) предназначался для перевозки паломников между причалами "Большая Никоновская бухта" и "Монастырская бухта",  в связи с чем он и получил своё новое название "Северный Афон".
 
Теплоходик "Северный Афон" на пути к Монастырской бухте. 11 сентября 2015 гг..
  Приняв туристов с теплохода "Константин Симонов", "Северный Афон" направился к северной оконечности Никоновского пролива. Погода стояла безоблачная и небесная синь охватила весь простор, наполняя озёрные глубины и покрывая острова.
 
Остров Валаам. Мои маршруты 11 сентября 2015 г..

   Теплоходик "Северный Афон" скользил по блестящей глади воды постепенно огибая северо-западную оконечность Валаамского архипелага. По его правому борту сменялись острова и проливы, вдалеке, на фоне материкового берега в разные концы бегали небольшие моторные судёнышки. За островом Предтеченский последовал остров Московский и за очередным проливом появился, второй по величине после Валаама, остров Скитский (на острове находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси).  За островом Скитский мы свернули в Монастырскую бухту.

Валаамский архипелаг. Пролив между островами Московский и Скитский.
Остров Валаам. У входа в Монастырскую бухту.
"Северный Афон" поворачивает в Монастырскую бухту. Никольский скит.

    Все кто оставался на открытой части палубы держали наготове свои фотокамеры или смартфоны. Если кто-то один обращал своё внимание в сторону, то на это реагировали все, выискивая для себя потенциальный объект съёмки.  При входе в Монастырскую бухту, с вершины Никольского острова, нас провожал храм Святителя Николая Чудотворца. За ним, в глубине бухты, над кронами лиственных деревьев поднимался шатровый купол колокольни Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря.

Храм Никольского скита (на месте поклонного креста XIX века)  при входе в Монастырскую бухту.

Вид с Монастырской бухты. Храм Святителя Николая на никольском острове.

   Кругом был типичный карельский пейзаж с прозрачными озёрными водами и скалистыми берегами. Из воды повсюду выступали диабазовые бараньи лбы (отшлифованные ледником каменные островки) засиженные многочисленными колониями чаек. Скалы у кромки воды везде имели естественный тёмно-серый цвет, который ближе к  растительному слою становится буро-коричневым (из-за гидроокислов железа).
  Стоял штиль, светило яркое осеннее солнце. Неожиданно по левому борту теплохода оживились пассажиры, указывая на переплывающее пролив странное животное. Из воды торчала большая округлая голова, а в полутора метрах следом за ней волну поднимал плоский ластообразный хвост. Судя по всему это был бобр, возрастом около десяти лет. После громкого шлепка хвостом животное ушло на глубину.
  Впереди, под монастырским холмом, на небольшой береговой террасе показалось белое здание водоподъёмной станции. Судя по конструкции сооружений, забор воды из озера осуществляться по вертикальной трубе через будку насосной станции первого подъёма, откуда уже под землёй направляется в здание, где проходит осветлительный фильтр и обеззараживающее устройство. В помещении может размещаться и накопительный резервуар чистой воды, откуда насосной станцией второго подъёма она подаётся в водопровод монастыря.

Монастырская бухта. Часовня во имя всех Валаамских святых.

Монастырская бухта. Часовня Валаамской иконы Божьей Матери.

Водопроводный дом Валаамского монастыря. Водозабор осуществляется из Монастырской бухты.

Валаамский Свято-Преображенский монастырь. Вид с Монастырской бухты.
    Бывая в разных местах я неоднократно ловил себя на мысли, что многим памятникам природы, которые сами по себе красивы и величественны, всё же не хватает исторического контекста связанного с древней деятельностью человека. Но чаще приходится сталкиваться с другим явлением, когда на разных туристических направлениях к местным природным достопримечательностям добавляют мифы и вымыслы из жизни замечательных людей, которые на самом деле никогда не бывали в тех местах.
  С самого начала своего пребывания на Валааме я ощутил коммерческую направленность организованного здесь паломнического туризма и ровным счётом ничего того, что бы внушило мне уважение к аскетизму и скромности монахов. В исторических очерках о Валааме упорно делается акцент на то, что только трудом монахов на острове вырыты мелиоративные канавы, изготавливался местный кирпич, и ими же, проектировались и строились храмы, скиты, кельи. За весь день своего прибывания на Валааме я не встретил ни одного монаха с лопатой, тачкой  или с молотком, а вот мирян, прибывших сюда с волонтёрской миссией, сколь угодно (начиная с экскурсоводов).
   Поскольку моё отношение к любой религии сугубо познавательное, то я в первую очередь обращаю внимание на культуру местного населения - их отношение к своему историческому наследию.
 
Остров Валаам. Балки (полевые домики) рабочих занятых на работах в валаамской обители. 


 Игумен Дамаскин.

      Современная архитектурная концепция обители сложилась лишь в XIX веке во время управления игумена Дамаскина (происхождением был из тверских крестьян, время жизни 1795-1881 гг..). Его по праву называют строителем Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.
    В 1819 году в миру Дамиан был принят игуменом Иннокентием в число валаамского братства. Будучи трудником он проходил разные послушания: шил обувь и рукавицы, месил квашню в хлебной и даже кормил нищих. Очевидно, что такой труд не сравним с крестьянским, когда изо дня в день сельскому труженику обременённому  стариками и детьми приходилось выполнять одну и ту же тяжёлую работу по дому, на пашне, в огороде, в лесу, и поэтому, подобные подвиги мне кажутся некоторым издевательством над здравым смыслом.
    Затем смиренный и исполнительный  Дамиан был определён нарядчиком наёмных рабочих (стал послушником). Тогда, его духовник - старец Евфимий в каждую полночь вставал под окном и стучал в стену, пока Дамиан не отвечал ему в ответ.
    В 1823 году Диамин стал рясофорным послушником (получил рясу). В 1825 году он был пострижен в монахи под именем Дамаскин и следуя примеру своего наставника старца Евфрамия удалился в скит "Всех Святых", что на Скитском острове. В 1827 году, испросив благословение игумена монастыря, Дамаскин поселился в отдалённую пустынь (отшельнический скит), где у него был один стул и гроб, который он сколотил сам и где он давал покой своему телу. Для большего утомления своей плоти отец Дамаскин носил железные оковы и резал деревянные ложки. Диету он соблюдал строго, для чего даже имелся безмен (весы). Рубахи не менял, ждал пока они от дряхлости свалятся сами с его плеч. В результате очищающих сознание молитв дело дошло до того, что из озера к нему с растрёпанными волосами стал являться искуситель (возможно, что это был подосланный старец Евфимий).
    После успешных испытаний, в 1833 году, отец Дамаскин был переведён управляющим скита "Всех Святых". Но и здесь, заботясь о благополучии церкви он, по возможности, не пропускал службы и даже сам пел и читал. Летом вместе с братией отец Дамаскин возил на огород тачками землю, а всю зиму резал ложки. От трудов и подвигов он до того занемог, что едва мог читать в церкви и попросил Настоятеля освободить его от послушания. На что Настоятель ответил отцу Дамаскину: "Ты - монах, и коль умрёшь на послушании, то Господь тебя не оставит".
   Скоро в Валаамском монастыре начал процветать бардак и беспорядок. Для исправления ситуации, в 1839 году, в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отец Дамаскин был возведён на пост игумена Спасо-Преображенского монастыря.
  Став настоятелем монастыря отец Дамаскин не терял времени даром, он находил в Санкт-Петербурге богатых купцов, приглашал их на Валаам и получал от них большие пожертвования. Так на остров был приглашён богатый Петербургский купец Николай Назарович Солодовников. В итоге, столичный купец решил построить здесь храм в честь своего небесного покровителя Святителя Николая. Архитектором храма выбрали известного зодчего Алексея Максимовича Горностаева, который по приглашению игумена сначала гостил на Валааме, а затем остался, чтобы проектировать другие Валаамские храмы. 
   Зная, как вредны для здоровья иноков деревянные кельи, игумен Дамаскин на пожертвования купца Ф. Набилкова построил в 1842-1844 гг. настоятельский, трапезный и келейные корпуса, а также стены со Святыми вратами и часовню с оградой. При Настоятеле Дамаскине в разных частях Валаама появились скиты и благолепные храмы, часовни и хозяйственные постройки. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь стал одним из самых благоустроенных в России монастырей. 


Монастырская бухта. Пристань Валаамского монастыря.
Пристань "Монастырская бухта". Китайские туристы впереди всех.
Пристань "Монастырская бухта". Теплоход "Северный Афон".
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Часовня "Всех Скорбящих Радость".
    В 11-00 "Северный Афон" вошёл в гавань, где на дальнем причале стоял под разгрузкой сухогруз со щебнем и судно "Святой Александр Невский".  Сделав в акватории полукруг, наш теплоход пришвартовался правым бортом к причалу пристани "Монастырская бухта".
    Здесь берег острова Валаам был достаточно пологим, тогда как на противоположной стороне бухты из воды поднимались отвесные скалы острова Скитский. По краям пристани "Монастырская бухта" стояли две часовни - "Всех скорбящих Радость" и "Благовещенская". От дощатого настила пристани уходила дорожка, которая вела мимо торгового ряда с сувенирными лавками к монастырскому саду и к лестнице, поднимающейся в гору к Свято-Преображенскому мужскому монастырю. Наша экскурсия началась сада. Пройдя в глубину этого сада на двадцать метров мы остановились перед сигнальной лентой с предупреждением, что проход дальше не благословляется. Около двадцати минут женщина-экскурсовод нам рассказывала о дивных урожаях необыкновенных фруктов и овощей, выращиваемых в здешних теплицах и под открытым небом руками самих монахов. С молитвой к Господу всё здесь росло чудесным образом.  Правда ничего из этого увидеть мне так и не удалось.
   До отхода "Северного Афона" оставалось менее двух часов и я решил не задерживаясь, самостоятельно осмотреть местные достопримечательности.

Монастырская бухта. Сухогруз "МБСН - 10503" и теплоход "Святой Александр Невский". 
Монастырская бухта. Скалы Скитского острова напротив Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Отметки уровня воды за XIX век. Памятная надпись Великого Князя Константина Николаевича, 1844 год.

  Взявшись за изнурение своей плоти я поднялся по каменным ступенькам в гору. На спланированной площадке перед келейным корпусом монастыря был разбит парк с газонами и высаженными ещё в XIX веке лиственными деревьями (ясень, клён, дуб). Парковая дорожка вела к памятнику Святому апостолу Андрею Первозванному, обрамлённому клумбой с красными цветами. Поодаль, под кронами дубов стояла вырубленная из серого карельского мрамора часовня иконы Божьей Матери "Знамение" валаамского монастыря.  Напротив, под клёнами, был ещё какой-то памятный знак, у которого надолго выстроилась очередная экскурсионная группа. С края обрыва, огороженного низкими кованными решётками, открывались живописные виды на Монастырскую бухту. Осматривая дали, я заметил как несколько человек на резиновой лодке пересекли акваторию бухты, и подплыв к скале Скитского острова, заинтересовано изучали нанесённые на неё надписи и обозначения.  На тёмно-серой породе были различимы пожелтевшие отметки уровня озера, относящиеся ко времени Настоятеля Дамаскина. Выше и правее горизонтальных отметок, на светлом круге с трудом различалась памятная надпись указывающая на посещение Валаама Великим Князем Константином Николаевичем (май 1844 года).

Часовня из серого мрамора "Иконы Божьей Матери "Знамение"". Мозаичная икона прп. Александра Невского. 
   Во времена игумена Дамаскина отстроенный благолепный монастырь посещали Великие Князья и Архиереи. В честь прибытия на Валаам императора Александра II с Наследником, в 1858 году, из серого карельского мрамора и была построена часовня "Иконы Божъей Матери "Знамение"". Об этом событии сообщает памятная надпись на круглой медной плите часовни.
    


Святой Апостол Андрей Первозванный.


    Особое значение для русской православной церкви имеет легенда о посещении восточных славянских земель Апостолом Андреем Первозванным. 

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Памятник Св. Апостолу Андрею Первозванному.
    Первым, призванным Иисусом Христом в ученики, был рыбак Андрей (I век н.э.). После свидетельства Воскрешения Господа апостолы (все ученики Христа) разыграли жребий кому в какие края идти с миссией нести людям истинную веру. Святой Апостол Андрей Первозванный отправился на восток Римской Империи, в Скифию.
    В "Повести временных лет" (свод 1039 года) говорится, что на Русь апостолы не ходили и в наших землях не бывали. Однако, в 1116 году Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря внести в "Повесть временных лет" своё видение этого вопроса. С того самого времени во все летописные списки включается история о том, как Святой Апостол Андрей Первозванный посещал Киев, откуда отправился в Новгород, а затем по реке Волхов добрался до Ладожского озера и достиг острова Валаам. Здесь он истребил капище Велеса и Перуна (славянские языческие боги), обратил в Христову веру обитавших на острове язычников и поставил на месте современного Воскресенского скита каменный крест. Из такого сообщения можно сделать два вывода. Первый, что на острове Валаам до прихода славян-миссионеров существовали поселения корел, и второй, что уже в 1116 году на острове существовал православный центр. Конечно, в первом веке н. э. не было ни Киева, ни Новгорода (Новгород основан в 930 году), да и нести веру Христову имело смысл только в города с большим населением, а не в глухие северные леса. Самое первое крупное поселение в приладожье образовалось лишь к середине VIII века (753 г) в низовьях реки Волхов и называлось оно - Ладога (Старая Ладога). К этому времени ильменские славяне и кривичи расселялись по южному берегу реки Нева (Ижорские земли), а корелы - на северном (Карельские земли).
   Принятие христианства киевской дружиной князя Владимира Святославича (крещение руси) состоялось в 988 году. Двумя годами позже, в 990 году, новгородские бояре (новгородская дружина князя) были насильно крещены епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни.
   Задача крещения язычников северных земель в православную веру возникла с притязанием Швеции на эти территории (конец X века) и колонизацией славянами Беломорья. Здесь же стоит отметить, что у корел не было упомянутых выше языческих богов (Перун и Велес). Остров Валаам находится в Карелии, а значит, у местного населения верховным языческим богом был Укко, который жил на небесах с богиней Илматар и девой природы Луоннотар.
  Поскольку Вера не предполагает сомнений и критического анализа истории, то путь для верующих, Христову веру на Валааме основал Святой Апостол Андрей. 


Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.


       К сожалению ничего неизвестно о том, что было  на Валааме до времени основания здесь монастыря. С определённого времени корелы были изгнаны с острова и до основания здесь монастыря он принадлежал то посадникам новгородского Вече, то шведам. 


Остров Валаам. Гостиница Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Остров Валаам. Спасо-Преображенский собор.
     По монастырскому преданию обитель была основана в X веке греческим священноиноком Сергием. Преподобный Сергий прибыл на остров по церковной службе из Греции.
Дело преподобного Сергия по устройству иночества продолжал на Валааме такой же греческий священноинок св. Герман, став после смерти св. Сергия настоятелем иноческой общины.  Первые иконы преподобных Сергия и Германа были списаны с их нетленных мощей. 
  Приладожские земли на протяжении многих веков были ареной территориальных споров между шведами и русскими, поэтому, все постройки утверждающие их принадлежность к противному государству немедленно уничтожались одерживавшей победу стороной. В связи с этим обстоятельством многие исторические факты о валаамской обители не имеют однозначной датировки или вызывают сомнения у историков.  Многие авторитетные историки русской православной церкви считают, что Валаамский монастырь был основан преподобным Сергеем лишь в 1329 году.

Расселение восточных славян в IX веке. Ильменские словене у берегов Ладожского озера (оз. Нево).

К концу XII века остров Валаам находился вне новгородских земель. Ладожское озеро именовалось как озеро Нева.

     В 1323 году, после тридцатилетней войны был заключён Ореховский мирный договор, по которому впервые была установлена граница между Шведским королевством и Новгородской республикой. В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, находится записка со следующими словами: «В лето 6837 (1329 год) начал жить на острове Валаамском, озере  Нево (Ладожское озеро ), старец Сергий». По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители, в 1393 году, пришел на сожительство преподобный Герман  (прп. Сергию тогда должно было быть более 100 лет). 
     Даже если допустить что иночество на Валааме зародилось ещё в X веке, то этот факт не заслуживал внимания у древних летописцев. Древний торговый путь из Балтики в южные моря, проходивший через реки Волхов и Волгу, с VIII века стал основным (из-за нападений викингов на другие торговые пути).  Именно, призвание в Ладогу викинга Рюрика с его дружиной-русь защитило земли ильменских словен и кривичей от притязаний его соплеменников на несколько веков. В XII веке торговый город Ладога превосходил по количеству каменных храмов даже Псков, и за всё это время нет никаких упоминаний о валаамской иноческой общине. 
      После победы князей Всеволодовичей над Волжской Булгарией (1225 год) отец Александра Невского - Переславский князь Ярослав Всеволодович, будучи призванным на княжение в Великий Новгород, в 1227 году отправился со своею дружиной и новгородским войском в соседние корельские земли с целью крещения местного населения (корела, весь, чудь). Из этого неоспоримого исторического факта следует, что преподобный Сергий либо не справился со своей миссией просветителя и крестителя корел, либо, к тому времени он ещё не родился.

Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря. Рака с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря. Рака с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских.

     Местное монастырское предание гласит, что первое разорение обители произошло в XI веке от шведов, когда те были разбиты новгородцами на берегах Ладожского озера. На самом деле, только в 1142 - 1164 годах (XII  век) шведы неоднократно предпринимали  попытки захватить город Ладогу и каждый раз новгородские войска отбивали их от его стен. Даже после заключения Ореховского мирного договора (1323 г.) шведы (свейские немцы) не раз захватывали крепости Орешек и Корелу. На острове Валаам среди пасадников должен был быть хотя бы один священник и конечно же клетская деревянная церковь.
   Если посмотреть карты границ северных государств в X - XIII веках, то из низ следует, что Валаамский архипелаг не принадлежал Новгороду, а следовательно, на нём не мог быть основан православный монастырь. Только после 1323 года Новгородское вече могло отдать остров под иноческую обитель. Есть свидетельства того, что до св. Сергия, и после св. Германа, островом управляли новгородские посадники.
     Преподобный Авраамий Ростовский (который по Е.Е. Голубинскому жил в XIV веке) принял постриг на Валааме в 1390 году. В его житие описано, что в то время на острове уже было  устроенное монашеское братство управляемое игуменом.
   В 1393 г. на Валаам из Новгорода прибыл св. Арсений Коневский, но видя там многолюдное братство (возможно, что и нечто другое) отправился на остров Коневец (западная часть Ладожского озера) и там основал свой Коневецкий монастырь. 
    До 1429 г. в Валаамском монастыре жил преподобный Савватий Соловецкий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря. Он превзошёл всех других иноков своей подвижническою жизнью. Савватий истощил плоть свою до конца, сделавшись жилищем Св. Духа. Это обстоятельство внушило Преподобному мысль оставить Валаам и поселиться на Соловецком острове, где никто не мог бы быть свидетелем его подвигов
    Преподобный Ефросим Синеозерский из рода князей Тепринских, прожив около 60-ти лет в затворе Саввиной пустыни близ Твери, утомлённый посещением иноков и мирян, удалился на Валаам. Но через несколько лет он вернулся в саввину пустынь (слава его добродетелей привлекала к нему и сюда толпы из окрестных селений). 
    В 1474 году явился в Валаамский монастырь св. Александр Свирский. Его подвижническая жизнь удивляла строгих валаамских отшельников. Он жил на самом удалённом острове (позднее назван "Святым"), где в расщелине скалы сохранилась его пещера  и могила, выкопанная своими же руками.  Затем Александр Свирский ушёл к берегам р. Свирь где основал Свято-Троицкий монастырь.
  

Границы северных государств в XIII веке. Северная часть Ладожского озера находится в пределах Королевства Швеции.
   Среди загадок валаамской обители есть ещё одна легенда уходящая в XIV век. Эта легенда гласит, что в 1371 году, после сильной бури на Ладожском озере, валаамские иноки  спасли человека, плававшего на корабельной доске. Спасённым оказался шведский король Магнус II Смек (в первой половине XIV века нападал на русскую Карелию).  Тут же приняв монашеский постриг под именем Григорий (миновав трудника, послушника и рясофорного послушника), Магнус написал завещание, обращенное ко всему шведскому народу, в котором наказывал никогда не ходить войной на Новгородские земли и не чинить нужду православной вере. Через три дня новоиспечённый монах скончался. Текст этого «завещания» содержится в Софийской первой летописи под заголовком "Рукописание Магнуша", датируемый 1352 годом (за 19 лет до легендарного события). При этом, в рукописи не упоминается ни сам остров Валаам, ни даже Ладожское озеро. Затем эта история с небольшими изменениями перекочевала в более поздние русские летописные своды. Шведские же источники утверждают, что Магнус утонул у берегов Норвегии в 1374 году, но при этом, его тело не было найдено. Вышеупомянутую легенду шведы вообще не воспринимают всерьёз.
Летом 1785 года остров Валаам посетил академик Н. Озерецковский.  В кленовой роще расположенной рядом с монастырём иноки показали ему могилу некоего Шведского Принца. В то время на указанной могиле не было надгробного камня, а положенная сверху широкая плита была расколота колесом телеги. Позднее, придворный историк Карамзин, собирая все факты о величии государства Российского и заслуг династии Романовых, признал сею историю историческим фактом.

Карта XVI века. Финский залив, Ладожское озеро  и озеро Ильмень (Новгород). Для зарубежных картографов Ладожское озеро остаётся неизученным и им неизвестен Валаамский архипелаг.

   Основным назначением Валаамского монастыря было просвещения местного карельского населения. Но как оказалось, даже приняв православие (?) карелы оставались язычниками. Так, в 1548 году Новгородский архиепископ Феодосий направил грамоту в Водскую пятину (Приладожье) по искоренению языческих обрядов. Он требовал уничтожать и разорять языческие мольбища (места поклонения деревьям и камням); деревянные постройки сжигать, а каменные сбрасывать в воду; ослушников наказывать, а непослушных направлять в Великий Новгород (быть им в великой опале). Из данного указа следует, что монастырь не столько выполнял свою миссионерскую миссию в среде иноверцев, сколько был озабочен собственным благополучием.
    С самого своего основания монастырь состоял под владычеством русских царей и в ограждении своих прав получал от них жалованные грамоты. Грамотой Василия Иоановича (1507 год) Валаамскому монастырю была пожалована рыбная ловля на Ладожском озере, которая освобождалась от пошлины. Вместе с тем грамота запрещала бить зверей на Валааме и рубить лес. В 1583 г. Иоан Васильевич прислал в монастырь синодик для вечного поминовения. 
    Весь XVI век  прошёл в войнах между Шведским Королевством и Русским Царством, завершившихся в 1595 году тявзинским мирным договором и новым межеванием границ. 
Получив подтверждение новых границ, царь Федор Иванович, в 1597 году  повелел за счёт казны возобновить Валаамскую обитель и предоставить ей право владеть прежней вотчиной, рыбными промыслами и угодьями (включая земли на Беломорье и солеварницы).
     В XVI веке монастырь достиг такого процветания, что стал называться Честною и великою лаврою.

Крупные монастыри в новгородских землях, XIV век.
      После заключения тявзинского мира (1595 год) иноки монастыря основали на северном берегу Ладожского озера 12 скитов и в очередной раз обратили из язычества в православную веру местных карел.  Монастырь не имел никакой нужды. К нему были приписаны 537 дворов и много земли, он имел дома и подворья в городах и монастырях. В Ковде (побережье Белого моря близ г. Кандалакша) монастырю принадлежала соляная варница, пашни, рыбные тони и другие угодья. От деревень иноки брали треть хлеба, естественные и домашние продукты, масло, сыр, лён, овчину, ну и конечно деньги. 
    На фоне процветания обители и расширения её влияния  на северные земли пришла новая беда. Во времена смуты, Швеция, будучи союзником Московского Царства против польской интервенции, начала захват обещанных ей северных русских земель.  
    В 1611 году шведы заняли крепость Корелу (Приозерск) и высадились на Валааме. Как утверждает монастырская летопись: Игумен Макарий, братия и служки приняли смерть от рук шведов, святые храмы, кельи, трапеза, ограды, гостиница были сожжены и разорены до конца.     Наблюдая в России глубокий кризис власти и видимо считая, что страна уже из него не выйдет прежней, шведы начали основательно обустраиваться на Валааме.


Смутное время (1610-1617 гг).  Швеция воспользовавшись сложной ситуацией в Московии начала захват новгородских земель. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) Московия уступила часть северных земель Швеции.
       Как следует из достоверных монастырских источников, враги уничтожили всё имущество иноков и разрушили все их святые места. Однако, в 1696 году Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий, видимо желая  внести кое какую ясность в возникшее несоответствие фактам, сообщает следующее. Шведы, одержимые лютеранским фанатизмом, узнав о могилах преподобных Сергия и Германа начали поначалу ругаться над их мощами, но затем они стали почитать их, и даже в 1685 г. поставили над местом упокоения их мощей деревянную часовню. По прошествии времени иноверцы стали забывать о святости этого места и часовня разрушалась. И тут нашёлся житель Финляндии, который будучи на Валааме для рыбного промысла восстановил крест и часовню, которая и простояла до 1717 года. Но и это ещё не всё.
Как оказалось, многие вещи монастыря (кресты, ризы, иконы, колокола и казна), на самом деле были беспрепятственно вывезены иноками в разные псковские и новгородские монастыри.  Надо представлять себе, что остров Валаам находится в двадцати километрах от ближайшего северного берега Ладожского озера и если бы шведы не предоставили инокам плавсредства и не помогли им загрузить это имущество, то у него не было никаких шансов оказаться в русских землях.
      Испытания чудом уцелевшего валаамского братства на этом не закончились. Оказывается, у пришедших в Ладогу иноков валаамского монастыря, шведы захватили часть монастырской казны, а затем уже поляки в Тихвине тоже отобрали часть казны. Оставшись без средств к существованию, валаамская братия стала испытывать нужду, в связи с чем иноки обратились к новгородскому митрополиту Исидору с просьбой предоставить им приют. Митрополит определил их в Антониев Дымский монастырь. Однако, по замалчиваемым причинам старцы этого монастыря выгнали своих собратьев вонТогда старец Сильвестр с валаамской братиею в 1618 году подал челобитную государю Михаилу Фёдоровичу с просьбой разместиться в Ладожском Васильевском монастыре. Васильевский монастырь находился в запустении, его имущество охраняли только три сторожа.  Грамотою от 1618 года Государь повелел отвести Васильевский монастырь для обитания валаамских старцев и дозволить им владеть вотчиною и рыбными промыслами этого монастыря (за монастырём числилось 12 крестьянских дворов).  И тут ... у иноков нашлись средства, на которые они обустроили вновь обретённую обитель: соорудили церковь, оснастив её иконами, священным облачением, богослужебными книгами, возвели кельи и другие строения. Тогда же нашлись и пять валаамских медных колоколов и резной трисоставной благословящий крест.  Самый большой благовестный колокол весил 40 пудов. Судя по всему, шведы не только дали валаамским инокам суда, но также и подводы для перевозки их нескончаемого имущества.  Как следует из дальнейших событий, разбой чинили вовсе не шведы, а свои. Так Новгородский Юрьевский монастырь (архимандрит Нифонт) силою отобрал у валаамских старцев все их колокола. 
      Прошло сто лет и Великий Пётр начал войну со Швецией (1700-1721 годы) за возвращение ранее утраченных русских земель и выход в Балтийское море. В 1715 году указом Петра I и с благословения епископа карельского и ладожского Аарона началось возрождение Валаамской обители. Получив от Петра Первого грамоту архимандрит Иринарх (Кирилло-Белозерский монастырь) стал приглашать доброхотов для пожертвований на восстановление Валаамского монастыря. В марте 1717 года из Кириллова на одиннадцати лошадях была отправлена на Валаам церковная утварь. Всё строили из леса. Из-за отсутствия на месте строительства привычных комфортных условий иноки просили смены (например, инок Александр Рябинин). В 1719 году деревянная церковь Преображения Господня с пределами святых апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного была построена.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Святой Источник.

     После очередной победы над Швецией, для обеспечения безопасности Санкт-Петербурга русским правительством было принято решение о присоединении Великого Княжества Финляндского навечно к России. В 1809 году на сейме народов Финляндии в городе Борго члены сейма приняли присягу о признании своим государем императора Александра I.  В 1811 году жестом доброй воли русский царь переподчинил часть территории Российской Империи, так называемые земли "Старой Финляндии", Великому Княжеству Финляндскому. Таким образом, архипелаг Валаам очутился в Сердобольском уезде Выборгской Губернии Великого Княжества Финляндского (1809-1939) и поступил в ведение финляндского епархиального начальства. Если посмотреть на окраску валаамского монастыря, то в ней просматривается сочетание белого и голубого цветов флага Финляндии (страна озёр).
    Казалось бы, будучи отдалённым от материка на 20 километров, находясь вдали от крупных населённых пунктов, монастырь должен был стать примером  уединённой иноческой жизни. Но реальность оказалась совсем другой. Валаамская обитель в XIX веке стала одной из самых публичных и посещаемых на православном севере. 

Валаам. Купола Спасо-Преображенского собора.

    В 1917 году декретом В.И. Ленина Финляндия получила независимость. В 1918 году гражданская война в Финляндии переросла в войну с РСФСР за Карельские земли. В 1920 году по Тартускому мирному договору незамерзающий Заполярный порт Петсамо и Северное Приладожье отошли к независимой Финляндии. Это обстоятельство спасло Валаамскую обитель от развенчания культа её святых и реквизиции монастырских ценностей в пользу страны советов.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Келейный корпус.
    В то время началось полное отчуждение Валаамского монастыря от России и всего православного мира. Монах Иувиан - летописец монастыря, сетовал тогда:
"...совершенно прекратилась доставка из России газет, писем и вообще всякого рода корреспонденции. Насельники монастыря ничего не знают о том, что творится на белом свете… С поселением на Валааме Финляндского гарнизона, въезд сюда частным лицам стал совершенно воспрещен, отчего никаких богомольцев за лето 1918 года у нас не было. Православным карелам из прибрежных поселений не разрешили посетить обитель даже в праздники Всех Святых и Преподобных. Лето сего года мы провели в абсолютном уединении, как никогда ранее!"  Но не подобную ли судьбу выбирали себе иноки, удаляясь
от мирской суеты и подвергая свою плоть истязаниям голом, одиночеством и железными оковами?  Однако, несмотря на финские порядки, в обители в 1925 году оставалось около 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и образовавших свою "монашескую общину". Не выдерживая обычного труда монахи попросту начали разбегаться, из-за чего многие скиты пришли в запустение. Из действующих скитов тогда оставались только Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский. С 1925 года службы в монастыре начали проводиться на финском языке.


Валаамский Спасо-Преображенский собор. Иконостас, царские врата.

Валаамский Спасо-Преображенский собор.

     Годы сталинской индустриализации не прошли даром. Советский Союз, создав мощную экономику, теперь обратил внимание на незащищённость Ленинграда и Кировской железной дороги близ границ с Финляндией, которая к тому же имела территориальные претензии к СССР.
     Чувствуя приближение войны, финны в 1939 году построили на Валааме и окрестных островах несколько береговых батарей и укреплений. 5 декабря 1939 года советские бомбардировщики совершили массированный налёт на остров Валаам, на котором находилась финский военный гарнизон. По предписанию полиции 70 иноков не имевших финляндского гражданства без согласия игумена монастыря переселили в глубь Финляндии.
     Упорство и организованность финского вооружённого сопротивления не могли остановить сталинскую военную машину и по окончании "Зимней войны 1939-40 гг." Валаамский архипелаг переходит под юрисдикцию СССР в составе вновь образованной Карело-Финской ССР.
    Монахи принявшие к тому времени подданство Финляндии вывезли с Валаама колокола и в всё что было ценного из монастырской утвари, основав в местечке Хейнявеси Ново-Валаамский монастырь.

Валаамский Спасо-Преображенский собр. Паломницы пришли в храм за Святой водой.

     С тех пор монастырь на Валааме опустел. В 1940 году по приказу народного комиссара Военно-Морского флота СССР адмирала Кузнецова Н. Г. на острове Валаам дислоцировалась школа боцманов, третья рота которой состояла из юнг (15-16 летних подростков). Школа разместилась в бывшей монастырской гостинице. Монашеские кельи были переоборудованы под классы и служебные помещения.
    19 сентября 1941 года, с приближением финского фронта к Ладожскому озеру, канонерские лодки «Вира», «Бурея» и «Селемеджа» вывезли с Валаама весь бывший состав школы боцманов. Из курсантов школы была отобрана группа, которая вошла в состав 1-й отдельной стрелковой роты морской пехоты. С 25 по 26 сентября "валаамская рота" первой заняла и удерживала "невский пятачок" в районе Невской Дубровки. За мужество и героизм, проявленные в боях под Невской Дубровкой, всему личному составу роты была объявлена благодарность, многие из юнг и курсантов получили свои первые боевые награды.
   Осенью 1944 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией, который подтверждал за Советским Союзом право на Валаамский архипелаг. Тогда же, небольшой финский гарнизон, оставив свои позиции покинул остров.
     После окончания Великой Отечественной войны на улицах советских городов можно было встретить безногих инвалидов, которые сидели в подземных переходах или у магазинов на низеньких деревянных тележках, вместо колёс у которых были обычные шариковые подшипники.  У некоторых из инвалидов на потёртых пиджаках были пристёгнуты орденские планки. Тогда я был маленьким и не совсем понимал трагичности происходящего. В 60-е годы моя мама работала на скорой помощи и однажды в беседе с кем-то из своих знакомых она обмолвилась о больнице в которой содержались обездвиженные отсутствием конечностей инвалиды Отечественной войны.
     В 1950 году на острове Валаам был организован Дом инвалидов (закрыт в 1984 году). Среди пациентов этого заведения были и инвалиды войны. И вот однажды, я посмотрел отснятый телеканалом "Россия-24" документальный фильм под проникновенным названием "Интернат. Преданы и забыты". В своём фильме молодые журналисты рассказывали о том, как на острове Валаам были унижены и замучены голодом ветераны Великой Отечественной войны. По их сюжету вырисовывалась следующая картина. Инвалиды войны, кто без рук, кто без ног, а кто слепой и немой, были брошены в полуразрушенном доме инвалидов на произвол судьбы. Последний сухарь чёрного хлеба у них могла вырвать из рук сидевшая у кровати крыса. Описывается ими и такой случай, когда один безногий инвалид, взобравшись на колокольню, покончил с жизнью бросившись с неё в низ. Что-то подобное мне приходилось читать в начале двухтысячных годов в подобных статьях. Насколько правдиво такое обвинение судить не берусь, поскольку не обладаю достоверными сведениями. Но меня насторожила категоричность авторов в обвинениях советского безбожного государства в безразличии к нуждающимся в уходе и внимании беспомощным людям. Из всех подобных публикаций следовало, что в Доме инвалидов среди обслуживающего и медицинского персонала не было ни одного доброго и отзывчивого человека (все работники были откровенными сволочами и воровали у инвалидов последний кусок хлеба), а единственной отдушиной для всеми брошенных инвалидов была водка и тайные посещения сочувствующих им людей (Геннадий Добров). 
   В 1950-м году на острове Валаам находилось 904 человека, все они проживали в помещениях ранее принадлежавших монастырю (с момента запустения монастыря прошло 10 лет). Пятьдесят инвалидов было трудоустроено (социально задействованы). С годами число инвалидов менялось в большую или меньшую стороны. С завершением строительства гидроэлектростанций и водохранилищ на Волго-Балтийском водном пути (60-е годы) между Москвой и Ленинградом стали ходить круизные теплоходы с посещением островов Кижи и Валаам. Когда ожидался приход очередного теплохода, всякий кто мог хоть как-то перемещаться спешил по главной монастырской дороге в Большую Никоновскую бухту посмотреть на прибывающих туристов. Понятно, что и здоровые мужики в советское время вливали в себя спирт без меры из-за невозможности полноценно реализоваться в жизни (у женщин самореализация в доме и детях). Когда в местный сельмаг привозили спиртное туда спешил всякий кто мог передвигаться - на костылях, на тележках, на носилках. В тот день на поляне у Знаменской часовни стоял пир и забывалось всё то, что делало жизнь инвалидов нестерпимой. Уверен, никто не будет спорить, что даже в самых лучших домах инвалидов или престарелых, люди чувствуют себя одинокими и брошенными (несчастными). 
   Это правда, что на кладбище острова Валаам утрачены многие захоронения инвалидов -ветеранов войны. Но это беда не только Валаама, это беда всей России - отсутствие культуры народа и повсеместное пренебрежение памятью павших на полях сражений и умерших в домах инвалидов советских солдат (предполагается один грандиозный монумент на всех, вместо поклонения каждому). 
 Современный Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь подчинён непосредственно Патриарху московскому и  всея Руси, т.е. является ставропигиальным монастырём. С 1993 года наместником Валаамского монастыря стал викарий (заместитель) Святейшего Патриарха епископ Панкратий.  В "Свято-Владимирском скиту" (остров Скитский) находится резиденция нашего Патриарха.
   Сам факт того, что Валаамский монастырь подчинён непосредственно Патриарху определяет его ангажированность в правовой и административной сфере. Во времена массового основания на Руси православных монастырей местные государевы крестьяне вступали в конфликт со святыми отцами, присматривающим сытное местечко для своего монастыря. Как правило, государь передавал в пользование монастырю выбранные отцами-основателями земли, право суда над местными крестьянами и сбор с них податей в свою пользу.
   Сегодня вокруг Валаамского монастыря сложилась похожая ситуация, когда весь жилой фонд и объекты социальной сферы светского поселения переданы Карельской республиканской властью в собственность Валаамского монастыря, при этом, ордера на жильё чудесным образом оказались недействительными. Эти обстоятельства положили начало конфликту местного населения с Русской Православной церковью.
    Когда монастырь находился под юрисдикцией Великого княжества Финляндского (в составе Российской Империи) русские цари и члены царской фамилии покровительствовали монастырю и посещали остров. Во второй половине XIX века финляндская администрация выражала недовольство монастырём из-за предоставленных ему чрезмерно больших земельных площадей и лучших рыбных угодий, а также в связи с его освобождением от уплаты таможенных пошлин на ввозимые из России товары. Тогда Спасо-Преображенский мужской монастырь был одним из крупнейших в империи. Обитель имела 13 скитов, свой корабельный флот, множество мастерских, значительный капитал в банке и представлялось каким-то монашеским государством в самом государстве. В начале 1913 года в монастыре вместе с послушниками и трудниками было более 1000 человек (из них 359 монахов). В первое  десятилетие XX века Валаамский монастырь стал центром раздора между финскими и русскими националистами. По мнению финской стороны "русское православие" выглядело как "средневековое религиозное помрачение, дошедшее до последнего предела".
     Проходит время, меняется власть, но религия берёт своё, как вода всегда находит себе путь и точит камень. В XXI веке все пристани и постройки на острове Валаам принадлежат монастырю и на всё требуется благословение игумена. Все паломники и туристы попадают на остров через паломническую службу монастыря.
  На территории природного парка "Валаамский архипелаг" организованы три платные туристические стоянки, на которых можно остановиться на любой срок.
   

Никольский Скит


   Времени на осмотр монастыря катастрофически не хватало. Очень хотелось посетить монастырское кладбище, скиты и другие местные достопримечательности, включая заливы и озерца, но за оставшиеся полчаса я успевал только к Никольскому скиту.
    Пройдя за монастырь я оказался в лагере строителей, где на железных бочках стояли два ремонтируемых судна на воздушной подушке "Барс" и "Пума". Надписи на их бортах указывали, что суда когда-то ходили по маршруту Валаам-Сортавала -Валаам и ранее не принадлежали монастырю. По совету рабочих я вышел к деревянной лестнице спускавшейся вниз к грунтовой дороге, которая вела к Никольскому острову. Рядом с лестницей, на подвеске был протянут водопровод из чёрных полиэтиленовых труб, идущий от монастыря к скитам.
    Быстрым шагом я поспешил в нужную сторону. По дороге, навстречу мне, возвращались отдельные пары, некоторые шли по опушке леса в надежде найти гриб или ягоды. Скоро я дошёл до длинного дощатого моста, который зигзагами переходил с одного островка к другому и заканчивался на Никольском острове. Слева перед мостом стояла не так давно построенная деревянная шатровая часовня "Во имя всех Валаамских святых". Её приделы мне напоминали летний ресторан.

Валаамский архипелаг. Мост к Никольскому скиту.
Валаамский архипелаг. Ворота на мосту к Никольскому острову. Предупреждающая табличка.

Валаамский архипелаг. Вид на храм Святителя Николая Чудотворца (1851г.).

     С этого моста открывались дивные виды. Каменные островки и сходы к воде служили местом скопления чаек. Задержавшиеся на мосту туристы бросали им хлеб и старались поймать на фотокамеру чаек в полёте. У моста на каменном островке стоял рассеянный художник. Он стирал со своего свитера краску и был целиком погружён в это занятие. Пробегая по мосту, я старался не пропустить ничего интересного. Не упустил я случая бросить взгляд и на мольберт с картиной художника. Обычно я стараюсь снимать художника за работай,  так чтобы вместе с ним был виден и объект его художественного воплощения, но в этот раз не получилось.

Валаамский архипелаг. Фотография незаконченной картины неизвестного художника. 11 сентября 2015 год.
     За мостом, к вершине Никольского острова, серпантином вела дорожка, где в окружении вековых клёнов, сосен и цветочных клумб возвышался нарядный белый храм Святителя Николая Чудотворца. Справа ниже по склону был расположен келейный корпус Никольского скита. Через стволы соснового бора сияла синева ладожских вод.

Валаамский архипелаг, Никольский скит. Храм Святителя Николая Чудотворца, 1953 год.

Валаамский архипелаг. Никольский остров. Цветочная клумба.

Валаамский архипелаг (остров Никольский). Сосновый бор.
   В Валаамском монастыре осуществляется молитвенное поминовение, смысл которого состоит в достижении усопшими вечной жизни.  В течении целого года, всего за 1000 рублей ваших пожертвований, при чтении Неусыпаемой Псалтири будет упоминаться избранное вами имя. По уставу Валаамского монастыря книгу Псалтири никогда не закрывают. Чтение Псалитири днём совершается в Церкви  Валаамской иконы Божьей матери, что расположена перед Спасо-Преображенским собором, а на ночь чтение передаётся в Никольский скит (с 18-00 до 8-00).  В этот храм вход паломникам не благословляется (запрещён).
    До отплытия "Северного Афона" оставалось около пятнадцати минут, надо было торопиться в обратный путь. Возвращаться пришлось лёгкой пробежкой. На очередном островке, прямо на дороге меня поджидала маленькая гадюка. Это был добрый знак. Змеи мои любимые рептилии. Пришлось остановиться и уделить внимание этому существу.

Валаамский архипелаг. Дорога к Никольскому острову. Гадюка.

Возвращение в Большую Никоновскую бухту.

 
   На пристани "Монастырская бухта" уже собрались пассажиры в ожидании посадки на теплоход. На отдельном причале стояли суда на подводных крыльях - "Метеоры". Они привезли группу паломников и туристов из Сортавалы. На борту первого судна была нанесена большая синяя надпись "Игумен Назарий" (прежнее название было содрано вместе с краской) .    Своё новое название судно получило в честь духовного главы Спасо-Преображенского монастыря, который в конце XVIII – начале XIX века возродил обитель из разрухи. С того времени возрожденный монастырь стали именовать Северным Афоном, что подчеркивает его высокий статус в православном мире. За "Игуменом Назарием", у того же причала, стоял ещё один "Метеор", носящий название "Андрей Первозванный".


Пристань теплоходов на подводных крыльях в Монастырской бухте о. Валаам. Теплоход на подводных крыльях "Игумен Назарий". Здесь же стоят теплоходы: "Андрей Первозванный" и "Алексий II"(игумен Валаамского монастыря со дня возобновления здесь монашеской жизни в конце XX века).

Остров Валаам. Пристань "Метеоров" в Монастырской бухте. Капитанская рубка теплохода "Игумен Назарий".

    Пока я рассматривал "Метеоры" от соседнего причала отошло небольшое судно с иноком на борту. Жизнь в Монастырской бухте текла своим чередом. Сюда постоянно заходили и отсюда уходили катера и небольшие суда. К пристани монастыря даже пристал катер российского МЧС.

Небольшое судно РШС0148 отходит от пристани "Монастырская бухта".
Остров Валаам. Монастырская бухта. Капитанская рубка.
Валаамский архипелаг. "Северный Афон" на пути в Большую Никоновскую бухту.
Валаамский архипелаг. Мыс.

Валаамский архипелаг. "Северный Афон" на маршруте Монастырская - Большая Никоновская бухты.
    В 13-30 "Северный Афон" отошёл от причала "Монастырская бухта", взяв курс к гавани круизных теплоходов. Предвкушая великолепие озёрных пейзажей, пассажиры приготовились созерцать и фотографировать проплывающие мимо берега. За два с лишним часа солнце поменяло своё положение и появилась возможность делать снимки с несколько другим ракурсом.
     К 14-00 мы вошли в залив Большой Никоновской бухты. На причале грациозно, один подле другого, стояли пришвартованные бортами три круизных лайнера компании "Водоход". В подсветке синего безоблачного неба и отражающих синеву озёрных вод их вид был просто потрясающим.

Большая Никоновская бухта. Круизные лайнеры компании "Водоход".
Большая Никоновская бухта. Круизные лайнеры компании "Водоход".
Большая Никоновская бухта. Круизные лайнеры компании "Водоход".

Скалистый берег.

 
   Экскурсия экскурсией, а обед - строго по расписанию. Шведский стол в ресторане теплохода "Константин Симонов" могли пропустить только иноки валаамского монастыря. Я - ни за что!
  После обеда нашу группу ждала экскурсия к скалистому берегу (Красная бухта). Надо сказать, что природа Валаама меня интересовала куда больше чем благолепные храмы Московского патриархата. Но если снова идти с монастырским экскурсоводом, то услышать от него можно много, а вот увидеть многого, как раз и не получиться. В 15-00 я отправился по собственному маршруту к западному берегу острова Валаам. Первая часть моего пути совпадала с утверждённым экскурсионным маршрутом и я без труда вышел на грунтовую дорогу ведущую от пристани к Красному заливу. Далее мне предстояло пройти по скалистому берегу до мыса Крутой (самая южная точка моего маршрута), где свернув в лес, пройти к Лещевому каналу и вдоль него, уже в обратном направлении, выйти к Главной монастырской дороге. Расчётная протяжённость всего маршрута составляла около 10 километров. К 19-30 надо было вернуться к пристани, чтобы успеть к отплытию теплохода "Константин Симонов".

Остров Валаам. Природный парк "Валаамский Архипелаг". Табличка.

      Выписка из Положения "О природном парке "Валаамский архипелаг» (Постановление Правительства Республики Карелия от 31.12.1999 г. № 207-П) « На территории парка «Валаамский архипелаг» запрещается любая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося ландшафта, нарушение режима охраны и использования памятников истории и культуры, их территорий и зон охраны, наносящая ущерб растительному и животному миру, противоречащая целям (задачам) природного парка, в том числе: сбор и заготовка дикорастущих растений, грибов, ягод; охота; организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально отведенных для этого мест; вывоз предметов или их фрагментов, имеющих природную или историко-культурную ценность. п. 22. Природный парк является территорией ограниченного посещения».

Остров Валаам. Дорога от пристани к Скалистому берегу.11 сентября 2015 года.
 
Остров Валаам. Ольховая роща.

    Лесная дорога вела в обход залива и влажных, поросших папоротником и ольховыми рощами участков леса. Сам лес не был тронут "санитарными" вырубками и казался трудно проходимым. За 25 минут, скорым шагом,  я вышел к западному берегу острова Валаам, где с высокой скалы открывался вид на Красный залив.

Скалистый берег западного побережья Валаамского архипелага.
Валаамский архипелаг. Западный берег острова Валаам.
Валаамский архипелаг. Берег Красной бухты.
Валаамский архипелаг. Западный берег острова Валаам.

    Послеполуденное солнце придавало краскам природы мягкие тона и подкрашивало пейзажи желтизной. Берег залива был сложен базальто - диабазовыми каменными блоками когда-то разрушившихся утёсов и нависающими над водой скалами. О береговые уступы лениво плескалась ладожская волна. В некоторых заводях у самого берега цвела вода, при определённом освещении она приобретала бирюзовый или насыщенный изумрудный цвет.
   Среди отшлифованных эрозией каменных образований встречались купели в которых мог поместиться человек. У меня даже возникло желание улечься в такую базальтовую ванну, но дефицит времени заставлял двигаться вперёд.
    На отвесных скалах к небу вздымались сосны, контрастно прорисовываясь на хрустально -бирюзовом осеннем небе. На камнях деревья растут медленно, а те что стараются перерасти соседей ломают или с корнем вырывают сильные ветра. Из-за своей малой парусности к берегу сумели подобраться только сосны, да кустарниковые берёзы и рябины.

Карельские сосны на скалах Валаама.

Остров Валаам. Скалистый берег Скалистой бухты.

Каменные купели Скалистого берега острова Валаам.

Сосны на скалах. Одна из заводей Скалистой бухты. Остров Валаам.
Урез воды в Скалистой бухте. Остров Валаам.

     С утёса был виден противоположный карельский берег, удалённый на 18-20 километров. Серым едва приметным пятнышком на воде, в контровом свете просматривался остров Ханхипаси (о. Малый), на котором стоял маяк.
   Животный мир валаамского архипелага не может отличаться от материкового. Его острова доступны для птиц и зверей. Активная хозяйственная деятельность в северной части архипелага ограничивает проникновение сюда оленей и лосей. В прошлые времена их как и бобров выбили местные охотники.
    В древние времена эти земли населяли первобытные саамы. Жили они в естественных пещерах или в гротах, которые встречались тогда в береговых утёсах. Ныне эти жилища  засыпаны либо обвалились от времени, но некоторые ещё заметны. Возможно, что в такой пещере, на самом дальнем Святом острове, и жил в XV веке преподобный Александр Свирский.
   В очерке от 1903 года  "Валаамский монастырь и его подвижники" указаны интересные сведения: "Ещё когда-то давно на береговых  гладких плоских скалах были приметны высеченные знаки; иноки, спасаясь по разным местам острова, случайно находили эти знаки, ровно как и другие приметы древности от прежних жителей Валаама. К сожалению никто из археологов не обратил на них внимание." Саамские петроглифы не редкость на Онежском озере и в Беломорье, но вот о ладожских петроглифах слышать мне не приходилось.
    Из-за сильных ветров и частых бурь в лесах острова скопился бурелом и первоначальное моё желание пройти остров через лес не могло быть реализовано. Перелазить через стволы деревьев и обходить завалы не позволяло время.
  Чтобы не лазить по камням и быстрее пройти к другим заливам я решил найти тропу проходящую где-то у опушки леса (эта тропа указана на топо-картах). За редкими соснами начинался замшелый еловый бор с подстилающим ковром из сфагнума. Такой лес мне хорошо был знаком по восточному Подмосковью. Узкая тропинка петляла между пнями и поваленными стволами деревьев. Через триста метров за еловыми  ветвями показался просвет. Выйдя на открытую площадку очередной заводи я увидел берег заваленный крупной галькой. Окатывания камней и выброс гальки на берег мог произойти только в направлении преобладающих ветров. Сильный ветер поднимая волну приводил в движение придонные массы воды, которые тысячелетиями перемешивали камни до истирания у них углов и граней. Галька способная перекатываться по дну, выносилась нижним течением и волной на берег. 


Остров Валаам. Тропа в обход скалистого берега.

Крупная калька на Скалистом берегу острова Валаам.

  Со временем всё вокруг стало приобретать желтовато-пурпурный оттенок. Солнце склонялось к горизонту. Часы показывали 17-30, а путь ещё не был пройден и наполовину. Возвращаться по пройденному маршруту было не в моих правилах. Пришлось подняться на прибрежную террасу и отыскать там существующую тропу.
   Больше не спускаясь к воде, я шёл быстрым шагом по узкой тропе, ведущей по опушке соснового бора. Здесь стали попадаться кусты черники и брусничник. Это немного замедлило моё движение. В одном месте, где тропа спускалась к воде, на камнях были разбросаны части алюминиевого корпуса разбитого штормом катера.
    Весь путь до Крутого мыса проходил по берегу озера и созерцать вечерние Ладожские пейзажи было настоящим удовольствием.
    На мысу тропинка потерялась, уступив место поросшим мхом каменным площадкам, где ещё с военной поры сохранились сложенные из камней пулемётные гнёзда (передний край обороны финского гарнизона). Интуитивно выбирая себе путь, я отыскал продолжение потерянной тропы, которая поворачивала в лес и должна была вывести к Главной монастырской дороге.
    Природа острова Валаам не отличалась оригинальностью и в разных местах напоминала мне леса Подмосковья, Тверской области и скалы Заполярья. И лишь широкая, уходившая от заливов к горизонту водная гладь была уникальной достопримечательностью этих мест.

Вид на Скалистую бухту. Остров Валаам.

Изумрудная заводь Скалистой бухты. Остров Валаам.

Подъём на террасу Скалистой бухты. Остров Валаам.

Тропа вдоль западного берега о. Валаам.

Бараньи лбы и галька на западном берегу о. Валаам.

Бараньи лбы на берегу озера Валаам.

Разбитый алюминиевый катер на берегу острова Валаам.

Тропа вдоль западного берега острова Валаам. Перед мысом Крутой.

Остров Валаам. Мыс Крутой. Гнездо пулемётного расчёта финского переднего края обороны.
 Рубеж обороны финского гарнизона на острове Валаам.

    К 18-00 лесная тропа вывела меня на широкую колею, которая уходила вдоль Лещева канала на север. В одном месте эта дорога пересекла вырытую в скальном грунте траншею финского рубежа обороны. Перед впадением Лещева канала в озеро сохранился деревянный мост, правда, сам канал в этом месте почти пересох. Через хвою леса просвечивал шар опустившегося солнца. По направлению дороги показался луг и на нём, упакованные в белую ткань рулоны собранного сена.
    Главная монастырская дорога оказалась широкой грунтовкой. Это была основная магистраль острова, соединявшая Большую Никоновскую бухту с Валаамским монастырём. На пересекаемом дорогой Никоновском поле повсюду также были разложены белые тюки со свёрнутыми рулонами сена. На дальнем краю поля, из леса, вышло нечто большое и грязное, а следом за ним - бородатый мужичок толкающий перед собой велосипед. Как оказалось, по возвращению в коровник монастырское стадо недосчиталось одной коровы, которая где-то в лесу, по брюхо завязла в топкой глине. Посланный на поиски пастух пошёл по следу стада и отыскал бедолагу по её громкому обречённому мычанию.

Главная монастырская дорога. Остров Валаам.
Отбившаяся от стада монастырская корова. Никоновское поле. Остров Валаам. 
Ворота (финские) на въезд в район Большой Никоновской бухты. Большая монастырская дорога на о. Валаам.

Келья Гефсиманского скита на Большой монастырской дороге. Остров Валаам.

Пешеходный мост через лесной ручей близ Гефсиманского скита. Остров Валаам.

Вечер в Большой Никоновской бухте.


     К 19-15 я вернулся в Большую Никоновскую бухту. Пассажиры теплоходов "Ленин", "Санкт-Петербург" и "Константин Симонов" сходились к пристани. На местной ярмарке ещё стояли открытыми сувенирные лавки. Откуда-то шёл запах копчёной форели. С кормы одного из теплоходов бросали в воду хлебные крошки и налетевшие отовсюду чайки пикировали за ними, пытаясь опередить друг друга. Солнце уже касалось горизонта и вечерняя заря наполнила акваторию красно-синим свечением. За островами как будто задёрнулась пунцовая штора и в театре начал медленно гаснуть свет.

Большая Никоновская бухта. Пристань круизных теплоходов. Вечер 19-15, 11 сентября 2015 года.

Перед отплытием. Причал "Большая Никоновская бухта". Остров Валаам.

Вечер на Валааме с борта лайнера "Константин Симонов". 11 сентября 2015 года.

    В 19-45 первым от пристани отошёл теплоход "Ленин", освободив левый борт теплохода "Константин Симонов". Пассажиры поднимались на среднюю палубу и шли в носовую часть теплохода, оказавшись под впечатлением сказочного заката.
     К 20-00 солнце скрылось за горизонтом и началось ночное свето-представление.

Большая Никоновская бухта. Острова Валаамского архипелага.
Закат на Валааме. Никоновский остров.
Теплоход "Константин Симонов" отошёл от пристани "Большая Никоновская бухта". Валаамский архипелаг.

Воды Ладожского озера. Валаамский архипелаг.

Валаамский архипелаг. Теплоход "Санкт-Петербург" отошёл от причала.

Теплоход "Санкт - Петербург" в Ладожском озере. Курс на Санкт-Петербург.

Комментариев нет:

Отправить комментарий