Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 22 октября 2015 г.

Из Москвы в Питер за семь дней (День третий - Белозерье).

Маршрут круиза Москва -Санкт-Петербург. День третий - Белоозерье.
     За ночь с 7 на 8 сентября теплоход " Константин Симонов" прошёл Рыбинское море и вошёл в Шекснинское водохранилище. Ниже по течению реки Шексны остались посёлок Шексна и город Череповец. Моросил дождь, а берега были окутаны лёгким туманом. Погода утра 8 сентября не подавала никаких надежд.

Теплоход "Константин Симонов" на р. Шексне. п. Иванов Бор. 8 сентября 2015 г.



8 сентября 2015 года. Время 9-30 утра. Бывшая пристань паромной переправы в п. Иванов Бор. 
   В 9-30 утра теплоход прошёл под новым автомобильным мостом (Петропавловский мост построен в 2004 г) соединяющим берега реки Шексны и через несколько минут проплывал мимо старой паромной переправы в п. Иванов Бор.
   Мост через Шексну близ п. Иванов Бор начали строить ещё в 1994 году,  но за неимением средств строительство было заморожено. Возобновилось строительство моста только в 2001 году.  Между тем, автомобильный мост был нужен как жителям, так и области в целом. Этот мост - ключевое звено в важном транспортном коридоре Вологда-Карелия. Его постройка упростила экономические связи между предприятиями Вологодской области, сократив расстояние между районными центрами. Путь паломников и туристов, следующих из Карелии и Петербурга на Вологодчину, стал короче почти на 150 километров. 
  Существовавшая до постройки моста паромная переправа уносила жизни людей. 7 ноября 2001 года с парома в Шексну упал  рейсовый автобус. Тогда погибли три человека (мальчик-подросток и две женщины). Кроме того, паромная переправа доставляла много неудобств - очередь на паром, работа по графику. 



ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ГОРИЦАХ




  Через полчаса по курсу теплохода показались купола храмов Горицкого Воскресенского женского монастыря. С правого борта теплохода стали проплывать деревянные дома села Горицы (ударение на втором слоге). Такое название закрепилось за селом из-за возвышенностей, которыми изобилует данная местность (самая известная - гора Маура). В древности эта местность называлась Девичья Гора. В то самое время, в 1544 году княгиней Ефросиньей Старицкой (вдова родного дяди Ивана Грозного) здесь был основан женский монастырь.


Шексна. Буксир "Капитан Воронов".
Село Горицы. 8 сентября 2015 г.

Теплоход "Константин Симонов" подходит к Горицам.
 Знаменитая жемчужина Белоозерья Кирилло-Белозерский монастырь находится от Гориц всего в 7 километрах и мы после швартовки теплохода на местной пристани поедем туда на экскурсию. А ещё чуть подалее находится не менее известный Ферапонтов монастырь.
  Заложение на берегу р. Шексны женского элитного монастыря не было случайным, поскольку неподалёку от него уже давно существовал богатый и влиятельный Кирилло-Белозерский монастырь, также основанный для влиятельных особ Московского княжества, только мужского пола. Горицкий женский монастырь как-бы завершил идею создания в белоозерской глубинке культурно-затворнического центра для знатных особ. На мой взгляд в архитектуре Воскресенского женского монастыря присутствует много заимствований от его большого соседа.
   В 1932 году с распоряжения властей Воскресенский монастырь был закрыт, было взорвано несколько церквей. После Великой Отечественной войны на территории монастыря был открыт дом инвалидов.
   В 1963 году было заполнено Шекснинское водохранилище и дома из прибрежная части села были перенесены в другое место. От бывших прибрежных возвышенностей остались острова сохранившие исторические название мест (Козий остров, Федосьин Городок, Борки и др.).

Село Горицы. Вид на монастырь. Слева (у берега Шексны) -Введенская церковь, в центре (в лесах) -Собор Воскресения Христова, Правее (зелёный купол)-церковь Троицы Живоначальной.

Горицкий Воскресенский женский монастырь. 8 сентября 2015 г.
  Если посмотреть на пейзажи с изображением Горицкого Воскресенского женского монастыря, то в душе появляется чувство умиротворённости и спокойствия. Именно это чувство издревле влекло людей в Вологодские земли. История этого монастыря связанна с именами знатных русских особ и шлейфом тянется из Москвы через Углич в это самое местечко.

Вид на Горицкий монастырь с теплохода "Константин Симонов". 8 сентября 2015 г .
  Как мы помним из истории Государства Российского во времена Иоанна Васильевича Грозного (1530-1584 гг.) подозрительный русский царь был скор на расправу над своими подданными при малейшем подозрении в их измене.
    Так в 1563 году Ефросинья Старицкая была пострижена в монахини (Евдокия) и отправлена в ей же и основанный монастырь. Как следует из доноса, тётка царя Ефросинья хотела посадить на великокняжеский престол своего сына Владимира и за это поплатилась сполна. В месте с ней в палатах монастыря проживала и другая родственница Иоанна Васильевича - жена его родного брата княгиня Палецкая (Иулиания Дмитриевна).
   В 1569 году, согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх монахинь, среди которых была и Ефросинья Старицкая.
  Поскольку место в монастыре освободилось для новых vip-персон, то в 1575 году Иван Грозный отправил в монастырь свою четвёртую жену Анну Колтовскую. По некоторым сведениям в Горицах она провела около 15 лет.
  Но и после смерти Ивана Васильевича Горицкий женский монастырь не потерял своей актуальности. При Борисе Годунове (1552-1603 гг.), уже после гибели в Угличе царевича Дмитрия, его мать Мария Нагая также стала монахиней Горицкого женского монастыря. В память о своём сыне ею возведён придел при его Воскресенском соборе.
 В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря. Эта часовенка крытая крашенным в зелёный цвет железом  хорошо видна на берегу Шексны с проплывающих мимо теплоходов.
 Популярность этого монастыря не утрачивалась с годами. А вот в советское время, большевики не нашли должного применения монастырям и их заменили на психбольницы и трудовые лагеря.
 В октябре 2007 года на территории Горицкого монастыря, при реставрационных работах Воскресенского собора, были найдены два женских погребения, одно из которых, как предполагают, принадлежит святой Ефросинье.  Загадочность этой находки еще и в том, что официально Евфросиния Старицкая похоронена в Архангельском соборе Московского кремля.

Введенская церковь. Бывший погост. Фото 8 сентября 2015 г.
   Сегодня рака с мощами Ефросиньи и Иулиании установлена в горицком монастыре.
  Горицкий женский монастырь вновь стал действующим лишь в 1999 году. На территории монастыря расположены 4 каменных храма ( Воскресенский собор, Троицкая b Покровская церкви, колокольня на месте бывшей Воскресенской церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Введенская церковь расположена за пределами монастыря на берегу реки Шексна, а Покровская церковь встроена в восточную стену обители. В Покровской церкви ранее размещались палаты Дома Инвалидов войны.
 Не менее интересна в архитектурном отношении и ограда монастыря сходящаяся в углах к невысоким башенкам. Небольшие участки сплошной кирпичной стены здесь последовательно сопряжены с жилыми строениями, ступеньками следующими за формой рельефа. На берег Шексны выходят Главные «Святые ворота» монастыря.


Горицкий Воскресенский женский монастырь. Жилые постройки в пределах монастыря. Главные "Святые ворота".

Горицкий Воскресенский монастырь. Троицкая церковь и Воскресенский собор. Жилые стены монастыря.
Причал в с.Горицы. Вид на Воскресенский монастырь.
Причал круизных теплоходов в селе Горицы.
     Как и в других местах, где останавливаются круизные теплоходы,  за причалом в Горицах раскинулся палаточный вернисаж. Сразу за вернисажем на асфальтированной площадке пассажиров теплохода ждали экскурсионные автобусы. В 10-30 утра автобусы двинулись в 7-ми километровый путь к городу Кириллов. И сразу же, за первым поворотом дороги, с левой стороны показался шедевр местного деревянного зодчества - небольшой сельский домик с резными наличниками и фрагментами внешней отделки. Конечно, в украшении домика не было никаких сложных деталей, но в его внешний вид был привлекателен.

Село Горицы. Из окна автобуса. Жилой сельский дом на дороге в Кириллов. 8 сентября 2015 г..
Пока перед автобусом менялись местные пейзажи экскурсовод что-то рассказывала нам об истории этого края. 
В те стародавние времена, чтобы доказать право на обладание землями, князю было необходимо осваивать территорию и насаждать среди местного населения свою веру. Именно так, на основных транспортных путях Московского княжества стали появляться монастыри, которым великий князь выделял землю, средства и людей. Для выбора места под будущий монастырь отправлялись знатного рода монахи (со слугами). Они и становились основателями будущей обители, а после своей смерти святыми. В традиции монастырей было хранить мощи своих преподобных монахов или монахинь, которые сегодня считаются чудотворными. 
   Обычно волна строительства монастырей и храмов  начиналась с каких то значимых побед Московского княжества, открывавших его государю новые источники доходов и большие перспективы. Монастыри были феодалами, они имели земли и невольных людей. Настоятелями монастырей были люди из знатных родов. На свои средства они строили кельи и новые храмы. Так в глубинке Московского княжества образовывался определённый культурный центр, который притягивал к себе верующих и умелых людей. Здесь всегда можно было найти работу.



КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ



Кирилло-Белозерский монастырь. Сентябрь 2015г.

Схема Кирилло-Белозерского монастыря. Территория монастыря делится на три основных участка имеющих разный возраст: Успенский монастырь (, Ивановский монастырь и Новый Город.

Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера. Надвратная церковь Преображения.

  Кирилло-Белозерский монастырь возник в последние годы XIV столетия (укрепление московского княжества после падения Золотой Орды). К этому времени Белозерское княжество потеряло свою самостоятельность, отойдя при Иване Калите под власть Москвы.
  Основателем монастыря был архимандрит московского Симонова монастыря Кирилл (боярский род Вельяминовых). Оставив суетную столичную жизнь он со своим другом, постриженным в монахи боярином Ферапонтом из рода Поскочиных, отправился на север по р. Шексне. Так в 1397 году Святым Ферапонтом был основан Богородице-Рождественский Белозерский монастырь (Ферапонтов монастырь), а преподобным Кириллом - монастырь Пречистой Богородицы (ныне Кирилло-Белозерский).

Купола ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря: церковь Архангела Гавриила, колокольня, 
церковь преподобного Кирилла Белозерского и Успенский собор. Мосток через р. Свиягу.
Кирилло-Белозерский монастырь. Вид на ансамбль Успенского монастыря и свиточною башню. 
С первых же дней своего пребывания на Сиверском озере преподобный Кирилл начал скупать окрестные земли, выпрашивать их у князей и вести бурную хозяйственную деятельность. Сохранившиеся послания преподобного Кирилла к московским князьям говорят о том, что монастырю оказывалась всяческая помощь и поддержка со стороны московских властей. Стоит также отметить, что со временем монастырь овладел огромными угодьями и имел более чем 20 000  крестьян.
  В 1528 году в монастырь приезжает великий князь Василий Третий со своей второй женой Еленой Глинской молиться о даровании им наследника. Молитвы братии были услышаны и монастырь получил значительное пожертвование, а появившегося в положенное время младенца назвали Иваном (Иван IV "Грозный").
   В дальнейшем монахи Кирилло-Белозерского монастыря усердно замаливали грехи деспотичного царя. На поминовение душ умерших царь отпускал имущество и средства. Полагая что своим рождением он обязан молитвам здешней братии, сумма пожертвований монастырю была по тем временам грандиозна - 28.000 рублей. Трижды побывав в монастыре (1545, 1553, 1569 годы), Иван Грозный высказал пожелание принять здесь пострижение, как и его отец Василий III.
  По данным 1601 года, Кирилло-Белозерскому монастырю принадлежало 11 сел, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей. В 1-й половине XVI века его собственностью были земельные владения в 16 уездах России, соляные промыслы, производившие ежегодно 30-50 тысяч пудов соли, рыбные ловли, а также собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, Вологде, Ярославле и других городах. Такой быстрый рост монастыря оказался возможен благодаря поддержке московских великих князей, выражавшейся во всевозможных льготах, земельных пожертвованиях и денежных вкладах.
От тех стародавних времён сохранился уникальный памятник деревянного зодчества. Этот памятник совсем случайно мне попался на глаза при скором осмотре Кирилло-Белозерского монастыря. В границах Нового Города, в стороне Вологодской башни, под ещё недостроенным дощатым навесом мне показался какой-то сруб. Брёвна были пронумерованы и было очевидным, что сооружение где-то разобрали и собрано здесь заново. Но тот факт, что деревянное строение хотят защитить от атмосферного воздействия не вызывало сомнений- это памятник древнего деревянного зодчества.
    Деревянная Церковь Ризоположения из села Бородава была поставлена на высокой стрелке при впадении речки Бородавы в реку Шексну. Эти земли принадлежали Ферапонтову монастырю, а на реке была его торговая пристань. Река Шексна была важным торговым путём между Московией и северными землями богатыми пушниной и рыбой (Кольский Север, Беломорье, Корела, Заволочье).
    Церковь в с. Бородава была построена по велению и на средства князя Ивана Оболенского который был Ростовским и Ярославским архиепископом. Церковь была освящена самим архиепископом в октябре 1485 года. Это время правления Великого Московского князя Ивана III, при котором к Московии отошли земли Великого Новгорода, развалилась Золотая Орда и во времена которого началось восстановление православных храмов, построенных ещё в XII-XIII веках.
     В конце XIX века церковь была оббита тёсом и покрашена масляной краской, кровля и главки были покрыты железом.
     В 1950 году служба в храме была прекращена. В декабре 1957 года церковь разобрали и перевезли в Кирилло-Белозерский монастырь.
 
Кирилло-Белозерский монастырь. Деревянная Церковь Ризоположения из села Бородава. Освящена в 1485 году.


БОЛЬШОЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


     В пределах современного Кирилло-Белозерского монастыря находится три архитектурных комплекса: Большой Успенский монастырь (Старый Город, 1398), Ивановский монастырь (Старый Город) и Новый Город (1654-1680).
    Первой каменной постройкой монастыря был Успенский собор, возведённый артелью ростовских мастеров. Эта церковь была предтечей сегодняшнего Успенского собора. Дальше монастырь развивался вокруг неё, образуя так называемый Старый город. Здесь сосредоточена большая часть архитектурных памятников и экспозиций. Успенский монастырь это наиболее богатая часть монастыря.
   Чтобы попасть в Успенский монастырь надо через ворота Казанской башни войти в Новый Город и далее по дорожке с мостиком через ручей Свияга пройти в Святые Ворота Церкви Иоанна Лествичника. 


Кирилло-Белозерский монастырь. Каменная мостовая. Надвратная Церковь Иоанна Лествиничника. Церковь  сооружена в 1569-1572 годах на вклад царевичей Ивана и Федора - сыновей Ивана Грозного.
Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота под церковью Иоанна Лествичника. Слева в Святых вратах виден Успенский собор-центральный храм архитектурного ансамбля монастыря.
     Среди необычных памятников старины и архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря мне приглянулся забавный теремок - домик келаря, примкнувший к надвратной церкви Преображения. Кирпичное строение XVII-XVIII века (точная датировка не известна), имевшее хозяйственное предназначение, мне показалось очень забавным и сказочным (возможно из-за его раскраски).

Водяные врата с надвратной церковью Преображения (1595 г.). Справа - домик келаря.
Кирилло-Белозерский монастырь. Колокольня, архимандричьи кельи (слева), поваренные кельи (справа).
Кирилло-Белозерский монастырь. У церкви преподобного Кирилла-Белозерского.
Кирилло-Белозерский монастырь.  Вид на церковь Кирилла Белозерского (1825 г.). Церковь примыкает к Успенскому собору.

Кирилло-Белозерский монастырь. Единственная шатровая церковь монастыря  - больничный храм (церковь св. Евфимия 1646 г.). Рядом (справа) расположены больничные палаты.

Кирилло-Белозерский монастырь. Дирекция музея-заповедника. Священнические кельи XVII в..  

    В 1924 году монастырь был упразднён и в  нём организовали местный музей, решение о создании которого было принято в 1919 году. 
Кирилло-Белозерский монастырь. Старый Город.

Кирилло-Белозерский монастырь. Ворота в северной стене монастыря, слева от Белозерской башни.
Кирилло-Белозерский монастырь. Реставрационные работы. Белозерская башня (XVII век).

МАЛЫЙ ИВАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ


 
Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера. Вид на Ивановский монастырь и Кузнечную башню.

       Малый Ивановский монастырь является частью Старого Города вместе с Большим Успенским монастырём. Считается, что изначально Кирилл Белозерский и Ферапонт Белозерский поселились в землянке на территории будущего Ивановского монастыря, а  на соседнем холме формировались постройки современного Успенского монастыря.  Трудно поверить в то, что на Свирском озере в те времена не было поселений. Озеро кормило рыбой и давало более осветлённую воду нежели река Шексна. К тому же, здесь было безопаснее, поскольку по реке сплавлялись ушкуйники и грабили поселения. Монахи из знатных боярских родов могли остановиться только в лучшей избе ближайшего селения, а вот пришедшие с ними простые люди жили в землянках. 
   До 1531 года о Малом Ивановском монастыре практически нет данных. Монастырь образуется после постройки Церкви усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Это был вклад Василия III (в честь рождения Ивана Грозного). Вокруг этой Церкви и стал формироваться второй монастырь обители. Позднее была построена Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой (15601594), которая дополнила соседний ансамбль.   На его территории находится большая часть монастырского кладбища (XVII—XX веков). Здесь находилась кузница и две больницы. В одно время с Малым Ивановским монастырём на берегу р. Шексны отстраивался и Воскресенский женский монастырь.
    В 1997 году территория монастыря была передана Вологодскому Епархиальному управлениюЦерковь Сергея радонежского стала действующей. В 2000-е был построен забор и калитка на Стенах Нового города.


Вход в Малый Ивановский монастырь с территории Нового Города. Ворота на Стенах Нового города.
Подсобное хозяйство в Малом Ивановском монастыре. 8 сентября 2015 г..

Малый Ивановский монастырь. На заднем плане каменные сени над часовней и крестом.

Малалый Ивановский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи (1531-34 гг.).

Малый Ивановский монастырь.
Тропинка в Малый Ивановский монастырь из Нового Города.


НОВЫЙ ГОРОД



Кирилло-Белозерский монастырь. Крепость Нового Города.
     Новый Город - наиболее поздняя часть ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. Всю территорию Нового Города занимает газон и два памятника деревянного зодчества: Церковь Ризоположения (XV век) из с. Бородавы и Мельница (XIX век) из д. Щёлково.

Кирилло-Белозерский моастырь. Памятники и выставки Нового Города.
     После смутного времени (1612г), когда Кирилло-Белозерский монастырь неоднократно подвергался осаде со стороны интервентов, было решено провести его реконструкцию.Так с 1654 по 1680 год вокруг монастыря возводились мощные кирпичные стены, при этом была перестроена южная стена Малого Ивановского монастыря. Руководили стройкой Кирилл Серков, Семён Шам и Иван Шабан. После завершения реконструкции Кирилло-Белозёрский монастырь стал самым большим в Московии (12 гектар). Средняя высота новых стен - 10,5 метров, ширина - 7 метров. 
    На рубеже XVII и XVIII веков в монастырь  начали приходить царские грамоты с требованием присылки для «государева дела» всех монастырских каменщиков, плотников и других людей строительных специальностей. Царь Пётр I строил на Северной Двине верфи, воевал со шведами, возводил в устье реки Невы новый стольный град Санкт-Петербург. На этом интенсивная строительная деятельность монастыря прерывается. Строительные работы ограничивались ремонтом и перестройкой существовавших сооружений.


Новый город. Ручей Свияга.


К БЕЛОМУ ОЗЕРУ


    В 12-30 автобусы с туристами тронулись в обратный путь к причалу с. Горицы. Всего на посещение монастыря нам было отведено не более 2-х часов. Здесь надо было делать выбор, либо постараться осмотреть весь монастырь, либо посетить одну - две выставки в Успенском монастыре.
Вернисаж у причала теплоходов в Горицах.
     До отправления теплохода "Константин Симонов" оставалось несколько минут (13-00) и я не мог не подойти к памятнику советским солдатам -жителям с. Горицы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Село Горицы. Памятник советским воинам павшим в Великой Отечественной войне.

Посадка на теплоход "Константин Симонов". Причал в с. Горицы

Причал в с.Горицы. Стоянка теплохода "Константин Симонов".

Горицкий Воскресенский монастырь. Вид с кормы теплохода "Константин Симонов"
    Река Шексна по которой круизный теплоход "Константин Симонов" поднялся от Рыбинского моря (г. Череповец) к Горицам является левым притоком Волги и берёт своё начало из Белого озера. Местность которую пересекает река Шексна издревле называлась Пошехоньем. Река Шексна всегда была значимой артерией в составе Волго-Балтийского водного пути, соединявшим центральную Россию с русским Севером.
    С рекой Шексна связан один трагический случай в жизни Ивана (IV) "Грозного". По одной из версий, при посадке в струг (корабль), семимесячного царевича Дмитрия (первый сын Ивана Грозного) несла нянька. Неожиданно сходни зашатались и рухнули в воду вместе с людьми. Выроненный из рук кормилицы семимесячный ребёнок захлебнулся (похоронен в Архангельском Соборе московского Кремля). Этот случай произошёл в 1553 году, когда Иван Грозный вместе с семьёй и слугами отправился на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь.
  О другом трагичном случае упоминалось ранее. В октябре 1569 года  вслед за убийством по указу  Ивана Грозного Владимира Старицкого (сын Ефросиньи Старицкой) и большей части его семьи, была утоплена в Шексне вместе с сопровождавшими лицами и Ефросинья Старицкая. Среди утопленных монахинь была и невестка царя Иулиания (жена его родного брата Юрия).


Берег р. Шексна.
Лодки на берегу р. Шексна.
Паромная переправа (шоссе Белозерск -Ухтома) через р. Шексна близ бывшего с. Крохино.


      К 15-00 теплоход "Константин Симонов" проплывал мимо крохинского парома. Паромная переправа работает с 7-00 до 20-00 с перерывом на обед. Проезд бесплатный. Пока теплоход проходил мимо на паром въехало всего две машины, но с удаления было видно как заполненный машинами паром движется к противоположному берегу.

Крохинский паром движется к левому берегу Шексны.
    Через несколько километров должно показаться Белое Озеро, а в истоке Шексны, на островке должны стоять развалины Крохинской Церкви Рождества Христова.
 До 1961 года в самом начале реки Шексны, на её левом берегу, располагалось село Крохино, и почти у самого берега на возвышении стоял этот храм. После затопления Шекснинского водохранилища (шлюз №8 в посёлке Шексна) уровень воды в реке поднялся на 5 метров, обеспечив тем самым гарантированное судоходство. В те же 60-е годы, первые туристы на проплывающих  теплоходах могли видеть этот храм в целости с куполами и крестами.




Руины Церкви Рождества Христова (1788 г.). Вид на левый берег Шексны, где располагалось село Крохино.

Теплоход "Константин Симонов" в устье реки Шексны. Руины Церкви Рождества Христова ( 1788 г.) в Крохино. 8 сентября 2015 г..

Руины Церкви Рождества Христова (1788 г.) в Крохино. Воззвание к всевышнему  во имя воскрешения утраченного культурно-исторического наследия.

    За последние десять лет в Москве и в Московской Области построено много новых православных храмов, а также реконструировано старых полуразрушенных. К сожалению я не встречал ни одного храма восстановленного в первозданном виде. Всё это говорит о невежестве людей, полностью утративших свою культуру - связь с предками, с их умениями и эстетическим восприятием мира.
   Проплыв мимо руин Церкви Рождества Христова бывшего села Крохино наш теплоход вошёл в воды Белого озера.

Теплоход "Константин Симонов" в водах Белого Озера. 8 сентября 2015 г.
Чайки над Белым Озером сопровождают теплоход "Константин Симонов".
Буксир на Белом Озере.
Чайки за бортом верны кораблю, а ветрам облака... Белое Озеро.
      Издревле центральные области Севера занимали финно-угорские племена (весь, меря, емь). Район Белого Озера был заселён Весью, которая в X веке была обложена данью варяжским князем Синеусом (братом Рюрика ).  После основания варягами-русь Великого Новгорода и уничтожения у восточно- славянских племён старейшин и вождей, княжеские бояре (Новгородские и Ростово-Суздальские) стали посылать в северные края ушкуйников для обложения местного населения данью и строительства острогов. Варяги-русь, пришедшие на эти земли стремились взять под свой контроль весь водный торговый путь от Невы до Каспия, а также богатые пушные и рыбные промыслы севера. Славяне-кривичи начали заселять эти земли ещё в X веке, ассимилируя Весь.
    С усилением Московского княжества и основанием Кирилло-Белозёрского монастыря вологодские земли перешли к Московскому князю и с этих мест началась экспансия в Югру.
    Белое Озеро довольно мелкий водоём, после создания водохранилищ его средняя глубина увеличилась с 2 до 5 метров. Белое глинистое дно, взболомученное проходящими судами и дноуглубительными работами, наполняет воду светлой взвесью.
   Ширина озера по курсу нашего теплохода составляет 42 километра. При скорости 17-18 км/час мы должны преодолеть его за два с половиной часа.
   К 17-40 мы уже входили в устье реки Ковжа.

Навигатор. В 17-41 теплоход "Константин Симонов" уже вошёл в устье реки Ковжа. Скорость 16,5 км/час.
Устье р. Ковжа. Белое озеро.
    Теплоход "Константин Симонов", обходя острова шёл по устью реки Ковжа на север к следующим шлюзам Волго-Балтийской водной системы. Вечером на теплоходе начинались развлекательные программы и редкие пассажиры оставались на палубах.

Фортепьянные вечера в Бар-Ресторане "Нева" на теплоходе "Константин Симонов".
       К 23-00, в ночи, за бортом теплохода показались огни Белоручейского рудоуправления "Северстали". По правому борту шла кипучая работа: работали двигатели транспортёра, громыхали ковши экскаваторов. Судя по всему  здесь добывали гипс либо известняк.

23-00. Огни Белоручейского рудоуправления на р. Ковжа.
     На следующий день, утром, наш теплоход должен войти в воды Онежского озера и взять курс на остров Кижи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий