Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Из Москвы в Питер за семь дней (День первый - Канал им. Москвы)

   
Схема круиза теплохода "Константин Симонов" по маршруту Москва-Питер 6-12 сентября 2015г.
   
      6 сентября 2015 года. Московское время 12-00. Северный речной порт г. Москвы.  Круизный теплоход "Константин Симонов" компании "Водоход" отходит от Причала №3. На палубах играет "Прощание славянки". Собравшиеся у поручней пассажиры смотрят на удаляющийся речной вокзал.

Северный речной порт столицы. 6 сентября 2015 год.
Теплоход "Константин Симонов" у причала №3. Северный речной порт Москвы. 6 сентября 2015г
Отдать концы! Теплоход "Константин Симонов" уходит в очередной круиз. 6 сентября 2015г.

    Вот пришло время и мне сплавать в круиз. Не то, чтобы я об этом особо мечтал, просто были проблемы с жильём в моём излюбленном уголке мира - Алакуртти. Чтобы особо не расстраиваться я принял для себя решение провести 7 дней в круизе через Карелию.
Из всех маршрутов единственным достойным моего внимания оказался круиз Москва - Санкт-Петербург. За эти дни предстояло посетить Углич, Кириллов, Кижи, Валаам, Мандроги и прибыть в Питер к 8-00. Общая протяжённость пути 1821 километр. Из предложенных экскурсий по северной столице я выбрал прогулку по каналам  на катере и посещение Кронштадта.

Химкинское водохранилище. Северный речной порт. 6.09.2015г.
Речной монстр (экраноплан "Орлёнок") на Химкинском водохранилище (левый берег).

  Канал соединяющий Матушку- Волгу с Москвой-рекой был открыт 15 июля 1937. Строительство канала началось в сентябре 1932 года. По-видимому, специально было выбрано время перед зимой, чтобы ослабить действие грунтовых вод.  14 сентября 1932 был создан "Дмитлаг" (г. Дмитров), заключённые которого и принимали участие в строительстве канала.
   Канал им. Москвы начинается на р. Волга (Кимры/Дубна/Савёлов) в районе плотины, разделяющей Иваньковское и Угличское водохранилища. Поскольку р. Волга находится по рельефу выше г. Москвы, то для регулирования стока на канале были сооружены шлюзы (задвижки-ворота с насосными станциями). Нам предстояло пройти 6 шлюзов, в обратном отчёте (первый шлюз - на Волге у г. Дубна). Так что, первым по ходу нашего движения был шлюз №6 у ж.д. станции Икша.
   В начале XX века город Москва начал испытывать проблемы с водоснабжением. Народ из деревень массово стекался в столицу, население выросло до 3-х миллионов. Рублёвский водопровод не справлялся.

Северный речной порт. Краны.
   Волга (г. Дубна) находится на расстоянии 130 км от Москвы (район бывшего с. Тушино), которые разделяет Клинско-Дмитровская гряда (водораздел), с превышением в 60 метров.
   Шлюзы выполняют роль гидравлических подъёмников-лифтов с регулируемым уровнем воды, которые позволяют поднимать или опускать вошедший в него корабль на уровень следующего участка канала.
    23 марта 1937 года близ деревни Иваньково была перекрыта плотина и за 13 дней её уровень поднялся до проектной отметки. Так образовалось Московское море. На самой Волге и на месте современных Подмосковных водохранилищ была затоплена значительная территория. В те времена было переселено более 6000 дворов. На Волге исчезнувшие деревни и дороги можно проследить по цепочкам островов, отделённых от берега протоками.

И по верхней Волге ходят теплоходы,
Рассекая воды и подняв волну;
Как приятно слиться с матушкой-природой
На стогу высоком в луговом плену.

На крутых откосах кряжистые сосны,
На песчаных мелях искристая гладь;
Ветерок ласкает ивовые космы, 
В заводь опуская собранную прядь.

Под водою скрыто русло прежней Волги;
О былом подскажет островов гряда-
К деревням, здесь раньше путь тянулся долгий,
От которых нынче нету и следа.

Обкатала галька кирпичей осколки;
Остов бывшей лодки доживает век;
В древности к погосту подходили волки,
А теперь прибоем омывает брег.

До заката слышен рёв лихих моторов;
С первыми лучами птиц разбудит трель;
В луговых ромашках, средь речных просторов,
Я, своей любимой, соберу постель.
(М. Грабовский)

    В 1947 году канал получил название - "Канал им. Москвы".

Вперёд, по каналу им. Москвы и водохранилищам! 6.09.2015
Круиз открыт. После выпитого шампанского в воздух полетели шары. 6.07.2015г.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


   Накануне - 6 сентября, в Москве и области шли дожди, а во время отплытия нашего теплохода выглянуло солнце и хорошая погода сопровождала нас до самого вечера.
    До шлюза у Икши  наш теплоход пересекал подмосковные водохранилища: Химкинское (речной порт), Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское. 

Выход из Химкинского водохранилища. Мост ленинградского шоссе.
Прогулочный кораблик. Впереди МКАД и г. Химки.
Мост Октябрьской (Николаевской) железной дороги. Альтернативный путь в Питер (конечный маршрут нашего круиза).
   Первой достопримечательностью, встреченной нами на своём пути были "заградворота" близ Химок. Название говорит само за себя -  цепями (воротами) здесь могли преградить путь кораблям к Москве и из неё. 

Химки. Заградворота на канале им. Москвы.
 Через час наш теплоход вошёл в Клязьминское водохранилище, акваторию которого пересекали многочисленные яхты. По берегам, на пристанях привлекали к себе внимание остовы ржавых теплоходов.

Клязьминское водохранилище. Пристань у д. Троицкое.

Икшинское водохранилище. Вот она какая - "Анна Ахматова".
  Особо поразило большое количество дорогих яхт и элитных коттеджных посёлков. Санитарно-охранная зона по берегам водохранилищ - 450 метров, и только за её границей допускается возводить капитальные сооружения.

Теплоход и яхты на водохранилище.

Пестовское водохранилище. Пристань "Зелёный Мыс".

Пестовское водохранилище. Пестово.
 
 Поскольку ресурс этой статьи ограничен, я не буду перегружать её большим числом фотографий. Отмечу, что на берегах Пяловского водохранилища моё внимание привлекла гавань яхт-клуба "Солнечная поляна" с деревянными башенками и современный деревянный храм шатрового типа.
  Некий колорит советской эпохи придавали берегам канала дикие туристы. Кто-то организовал палаточный лагерь, кто-то приехал на джипах и устроил пикник на площадке заградворот, а кто-то просто подъехав к берегу на машине, сидел на раскладном стуле и ловил рыбу.

Канал им. Москвы. Рыбаки.
Канал им. Москвы. Заградворота близ д. Жостово. Пикник на природе у воды.
Канал между водохранилищами. Встречный теплоход.
Медовый месяц капитана т-хода "Ровесник". Канал им. Москвы.
Икшинское водохранилище. Заградворота №108.
     К 18 часам теплоход "Константин Симонов" прошёл все водохранилища на Канале им. Москва и подошёл к шлюзу №6 (Икша).  Ещё на подходе к шлюзу небо над горизонтом, где-то в районе г. Яхрома,  было заполнено воздушными шарами.
    В это время в носовой части теплохода на шлюпочной палубе, всезнающий краевед рассказывал пассажирам о сути шлюзования на Канале им. Москвы. Зайдя в шлюз наш теплоход ждал подхода сухогруза "Тольятти".  Скорость "Константина Симонова" по каналу составляла 10-12 км/час, у сухогруза она была ещё меньше и в дальнейшем он станет нашим балластом до выхода в Волгу.

Продольный профиль Канала им. Москвы. Первый на нашем пути Икшинский шлюз №6.
Теплоход "Константин Симонов" в ожидании шлюзования. Капитан с помощником на мостике.
В шлюз теплоходы заходят парами. Сухогруз "Тольятти" наш балласт до самой Волги.
  Наступил вечер и постепенно начало темнеть. За икшинским шлюзом последовали следующие. Только к утру мы выйдем на большую воду - в Волгу.

Суда выходят из шлюза №5. Канал им. Москвы. 6 сентября 2015 г..
Канал им. Москвы. Шлюз №5
Канал им. Москвы. Шлюз №4. 
Канал им. Москвы. Шлюз №3.

1 комментарий:

  1. Добрый день, Михаил.Ваш отзыв был размещен в социальных группах компании ВодоходЪ. Спасибо большое за отзыв.

    ОтветитьУдалить