Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 6 августа 2013 г.

На Вермане

«Рубеж Верман»


    Через сопку Пограничная, прямой линией на юго-запад, проходит старая Советско-Финляндская граница. В силу непосредственной близости к государственной границе район «Рубежа Верман» ещё до Финской войны 1939-40 гг. был оборудован фортификационными сооружениями.
  Железная дорога от ст. Ручьи (Кандалакша) до разъезда №6 (ст. Войта) была построена в 1939 г. как «Стройка № 105 ГУЛЖДС» (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Её назначением было снабжение войск и подвоз боевой техники к труднодоступному участку советско-финляндской границы в рамках подготовки к военному вторжению в Финляндию. Вдоль железной дороги была проложена и грунтовая автомобильная дорога. Поскольку железная дорога была одноколейной, то на  шести её участках были построены разъезды. По окончании Зимней Компании (03.1940 г) и по условиям Мирного договора, в 1941 году был сдан в эксплуатацию следующий участок ж.д. от ст. Войта до новой границы с Финляндией (западнее н.п. Куолаярви/Салла).  Финская сторона строила навстречу свой участок железной дороги от г. Кемиярви.


Рубеж "Верман" - линия противостояния 19 Армии Карельского фронта РККА/42 СК/ и 36 АК Армии Лапландия/Норвегия/ Вермахта. 17.09.1941-12.09.1944 г.

    В июле 1941 г. под Кандалакшу для возведения укреплений прибыли 16 тысяч жителей Архангельской, Вологодской областей и г. Кандалакши. Среди доставленных на работы людей было много женщин, к тому же одетых и обутых по-летнему. Местность где должны были сооружаться укрепления будущей линии обороны была абсолютно безлюдной - болота, горные реки и каменистые сопки. Для жилья рылись и обустраивались землянки.
   С началом боевых действий  немецкие самолёты-разведчики регулярно  производили аэрофотосъёмку района автодороги Куолаярви - Кандалакша, определяя цели для бомбордировщиков. Поэтому работы часто велись под градом бомб и пулеметных очередей авиации противника. Женщины воистину совершили гражданский подвиг, перелопатив и перекидав грандиозное количество кубометров земли и камней.
   На основании постановления ГКО от 22 августа 1941 г. для руководства и ведения оборонительных работ в Заполярье в начале сентября 1941 г было создано Северное управление (начальник М.М Царевский) в составе 17 полевых строительств с дислокацией в г. Мончегорске. На Кандалакшском направлении "26-е Строительство" соорудило пять оборонительных рубежей.


Немецкие аэрофотоснимки Кайрала, Алакуртти, Нижнего Вермана. Съёмки периода наступательных действий 36 армейского корпуса вермахта на Кандалакшу (июль-сентябрь 1941г).
  24 августа 1941 года штаб 42-го стрелкового корпуса 14 Армии Северного фронта отдал приказ своим частям - отходить с "Кайральского рубежа" к ж.д. станции Алакуртти. Ещё 19 августа немецкие и финские части начали своё наступление на флангах советского корпуса и к 22 числу создали угрозу его окружения, перерезав основную дорогу снабжения Алакуртти - Кайрала. Река Тунтсайоки на левом берегу которой находилась ст. Алакуртти и полевой аэродром, была единственной естественной преградой на пути наступающего противника. Здесь предстояло собрать разрозненные советские части и организованно отойти к следующим рубежам обороны по реке Войта и Средний Верман.
  В 6 километрах западнее п. Алакуртти 28 августа, находясь в арьергарде 42-го стрелкового корпуса,  держал оборону 1-й батальон 273-го стрелкового полка ст. лейтенанта Гераськина. Руководил усиленным батальоном арьергарда нач. штаба полка майор Кузнецов А.К.. Задачей батальона было удержание шоссе Алакуртти - Кайрала до выхода основных частей корпуса за р. Тунтсайоки к ст. Алакуртти. 1-й мотострелковый полк и другие части корпуса ещё продолжали отход к Алакуртти.
  С утра до полудня 28 августа батальон отражал упорное наступление финнов. За это время противник продвинулся на 2 километра до последней линии окопов. Сегодня в этих местах рядом с обочиной шоссе можно найти разбитые диски от ручного пулемёта Дягтерёва и винтовочные гильзы. В том бою мы потеряли убитыми и пропавшими без вести около 80 человек.
  Получив приказ на отход, батальон Гераськина начал пробиваться к своим по дороге на Алакуртти. В том бою погиб нач. штаба Кузнецов Алексей Кириллович. За организацию обороны и выполненную арьергардом боевую задачу ему посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.

Ход оборонительных боёв 42 стр. корпуса от Алакуртти до Вермана. 1.09-17.09. 1941 года.
   
   Временный рубеж обороны по реке Тунтсайоки (ст. Алакуртти), куда по приказу командования 42-го стрелкового корпуса с 24 августа начали отходить наши части, должен был задержать развитие наступления объединённой немецко-финской группировки (36 АК). На предмостных позициях (у старого Алакуртти) автодорожного и железнодорожного мостов с 28-го по 31-е августа оборону держали три батальона 273-го стрелкового полка и пограничники 101-го полка войск НКВД (две комендатуры - два батальона). Остальные части советского корпуса отходили к рубежам обороны по рекам Войта и Средний Верман.
   В книгах о тех давних событиях наши авторы повторяя друг друга пишут, что река Тунтсайоки не представляла собой должной естественной преграды и противник сплошь и рядом переходил её в брод. На самом деле командование 42-м стрелковым корпусом просто не было в состоянии организовать устойчивую оборону из разрозненных частей, выходивших к Алакуртти из окружения. С большинством из них не было связи.
  В сложившейся ситуации река Тунтсайоки не могла быть использована в качестве долговременного оборонительного рубежа из-за большой протяжённости создаваемого фронта. По опыту предыдущих боёв, свои основные наступательные действия противник вёл с флангов и чтобы удерживать фронт 42-му стрелковому корпусу потребовались бы дополнительные силы, которых просто не было. При других обстоятельствах (достаточности сил) река Тунтсайоки стала бы непреодолимой преградой для противника, а аэродром Алакуртти стал бы аэродромом перехвата немецких бомбардировщиков на подлёте к Кировской железной дороге и к городу Кандалакша. К тому же, река Средний Верман по которой в итоге прошёл долговременный рубеж обороны, по сравнению с рекой Тунтсайоки  - просто ручей. Это тот случай когда писатели пишут о местах в которых сами ни когда не были, и как следствие, дают неверную трактовку событий.
  1-й мотострелковый полк (1 МСП) 1-й танковой дивизии наименее потрёпанный в боях с финнами в районе Вуориярви, и не побывавший в окружении, составил костяк обороны на следующем перед «Рубежом Верман» промежуточном рубеже по реке Войта (6.09-17.09.1941г). На танкоопасном направлении у мостов через р. Войта оборону держали 1-й и 3-й  батальоны 1-го МСП. Подразделения 420-го и 715-го полков расположились на флангах по восточному  берегу реки.
   Вдоль реки Средний Верман уже были подготовлены оборонительные укрепления. Высокие сопки и плохо проходимая местность на северном фланге новой линии обороны (Воянваара, Репотунтури) не позволяли немцам сделать глубокий охват советских частей. А озеро Толванд на южной оконечности нового оборонительного рубежа препятствовало обходному манёвру финнов.  
   Две недели шли бои на рубеже по реке Войта, а также в нашем тылу на сопках Лысая и Войта. Противник в очередной раз обойдя наши позиции с северного фланга завладел инициативой. Пограничники 101-го полка НКВД (14.09-17.09.1941), воины 217, 715, 420 стр.полков, 1 МСП, неся потери и совершая ратный подвиг, изматывали силы противника.
   Когда на «Рубеж Верман» подошло наше пополнение и была завершена организация обороны, вовлечённые в бои части 42-го СК  получили приказ на отход за этот рубеж.  
  Измотанный наступательными боями и не имевший пополнения 36-й армейский корпус объединённой немецко-финской группировки сам был вынужден на этом рубеже перейти к обороне в плоть до 4 сентября 1944 года, когда началось наступление 104, 341, 67,  21, 122-й советских стр. дивизий и 38 отдельной танковой бригады 19 армии Карельского фронта.